О том, что для него необходимо, «АиФ» рассказал Дмитрий Курочкин, вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ.
Из Лондона - в Россию
- По-прежнему ряд стратегических отраслей экономики на 80-90% зависит от импорта: станкостроение, тяжёлое машиностроение, лёгкая промышленность, радиоэлектроника, фармацевтика, медицина. Производство продолжает падать, и прежде всего страдают обрабатывающий сектор и машиностроение - основа новой индустриализации.
Но сейчас ЦБ РФ снижает ключевую ставку, и можно ждать оживления кредитования, притока инвестиций. Этот процесс уже начался; десятки миллиардов долларов возвращаются из Лондона в Россию. Надежду поддерживает и то, что в законе «О промышленной политике в РФ» учтены предложения ТПП РФ по улучшению условий для инвестора - предусмотрена гарантия неизменных условий ведения бизнеса до окончания реализации проекта и увеличение срока контракта до 10 лет.
Деньги от государства
Пока же в основном промышленность питают государственные средства. Кто и как их получает? Существует 20 отраслевых планов по импортозамещению. Экспертный совет при Минпромторге рассматривает инвестиционные проекты, на которые выделяются целевые бюджетные займы - от 50 до 700 млн руб. по ставке 5% годовых на срок до 7 лет. До этой стадии доходит примерно 10% проектов (уже утверждено 12 проектов). Здесь и производство новых материалов, и аграрные предприятия, и нанотехнологии.
Поскольку банкам по-прежнему невыгодно инвестировать в производство, государство должно обеспечить финансирование предприятий реального сектора по ставке не выше ключевой плюс 0,5% на период не менее 5 лет. При этом необходимо упростить процедуру отбора проектов, снизить требования к их показателям. Сейчас на госфинансирование могут претендовать лишь крупные проекты стоимостью от 1 до 20 млрд руб. Правильно было бы опустить эту планку до 500 млн руб. и уменьшить взнос самого инициатора - с 20 до 15%.
Тарифная удавка
Обязательно нужно наладить взаимодействие крупного, среднего и малого бизнеса - это одно из ключевых условий развития. В Германии, Франции, Италии малые предприятия работают на средние, средние - на крупные, и все хорошо себя чувствуют. У нас же крупный, средний и малый бизнес существуют как бы параллельно. Крупный - в основном оборонный или сырьевой, там и капиталы, и инновации. Малый и средний бизнес - торгово-посреднический, здесь доля инновационных предприятий не более 2%. Малому предприятию крайне сложно принять участие в госконтрактах корпораций. Только чтобы узнать о потребностях госкомпаний в поставках, необходимо просмотреть тысячи сайтов и сделать столько же звонков.
-
Что мешает развитию малого бизнеса в России?
-
23%Непомерные налоги
-
49%Коррупция
-
14%Обыкновенный бандитизм
-
8%Менталитет — лучше работать на дядю, чем на себя
-
6%Ничего
-
Включением малых и средних предприятий в производственные цепочки крупных компаний, согласно поручениям президента, займётся создаваемый сейчас институт развития. А мы готовим проект общероссийского Реестра надёжных партнёров, куда вошли бы такие поставщики, соответствующие требованиям корпораций.
Необходимо также снизить нагрузку на бизнес. В Госдуме рассматриваются поправки в Налоговый кодекс для поддержки малого бизнеса. Например, будет расширен перечень видов предпринимательства, которые могут быть переведены на патентную систему. Но помимо налогов реальный сектор задавлен тарифами на газ, электроэнергию и грузоперевозки. Для производителей стройматериалов, деревообработчиков, металлургов и химиков затраты на услуги естественных монополий составляют от 11 до 21%. Целесообразно заморозить тарифы хотя бы на 2015-2016 годы.