Примерное время чтения: 6 минут
1518

Успешный бизнес. Как устроиться в Америке без денег и без связей

Как добиться успеха за рубежом, не имея ни связей, ни денег, рассказывают россияне, которым все это удалось. Так, например, свою историю рассказывает Лидия Харько – self-made woman (женщина, сделавшая себя сама). В ее истории нет ни везения, ни блата, ни чьего-то спонсирующего кошелька. Бизнес-вумен из Калининграда шесть лет назад перебралась в США.  За несколько лет она прошла путь от мигранта до совладельца и финансового директора крупной логистической группы Star с ежегодной выручкой более пятидесяти млн долларов. «АиФ» попытался разобраться за счёт каких качеств предпринимателю удалось добиться успеха за океаном. 

 Как закалялся характер

«Я прекрасно помню ее, - говорит один из однокурсников Лидии по Балтийскому Федеральному университету имени Эммануила Канта. – Среди нас, будущих лингвистов-переводчиков, она уже тогда выделялась. Лидия мыслила в долгосрочной перспективе. Если за что-то бралась, то обязательно с энтузиазмом. Себя же называла скромно – пахарем. Однако никто и предположить не мог, что свой потенциал она реализует за океаном и станет там успешной бизнес-вумен, владельцем собственного бизнеса в США».

 Всё перевернул случай. Калининградский университет часто выступал связующим звеном между «коллективным» Западом и местной администрацией. В нулевые при содействии Евросоюза получил развитие глобальный логистический концепт Baltic Gateway-TACIS по интеграции Калининградской области, как Особой Экономической Зоны, в новую транспортную магистраль. Лидия Харько оказалась в составе российской делегации.

 «Несмотря на то, что Baltic Gateway-TACIS так и не был до конца реализован, наверное, это один из важнейших шагов в моей жизни. Именно тогда я всерьёз заинтересовалась логистикой, почувствовала нюансы этой отрасли и увидела перспективы для своего профессионального роста», – вспоминает она.

 Вскоре её в качестве эксперта отдела международного сотрудничества пригласили на работу в Балтийскую госакадемию рыбопромыслового флота. А два года спустя, случайно увидев объявление о наборе персонала в открывшийся тогда местный офис норвежской судоходной компании «Мишье Редери», Лидия не долго думая отправила свое резюме. Пройдя многоступенчатый отбор и прекрасно зарекомендовав себя на новом месте, она всего за год доросла до позиции исполнительного директора. В этом, пожалуй, и заключается главное отличие российского и зарубежного бизнеса. Если ты хорош в своем деле, карьерный рост не заставит себя долго ждать.

 Умение договариваться

 Москва, Питер, Никосия, Нью-Йорк, Сан-Франциско – куда только ни заносила судьба её старых знакомых, школьных и университетских приятелей. Многие из них бросили престижную работу, уехав в поисках лучшей доли.

 «Не скрою, меня тоже посещали подобные мысли. – говорит Лидия Харько. – Провести всю жизнь в Калининграде, так никогда не узнав, а как могло бы быть, если бы…».

 Осознав, что работа в Калининграде, пусть даже в крупной зарубежной компании, больше не вызывала прежнего интереса, Лидия с легкостью приняла решение о переезде. Трудности миграции не пугали, как и не страшила перспектива начать всё с нуля. Скорее преобладал азарт, желание добиться чего-то большего.

 Так, перебравшись в 2015 году во Флориду, Лидия вскоре открыла в Америке свою первую консалтинговую компанию. Быстро смекнув, что в США меньше, чем в России городов-миллионников, но хорошо развита транспортная инфраструктура, она поняла, в каком направлении двигаться – грузоперевозки. Возможность охватывать большие территории особенно важна для дистанционной торговли. А там, где торговля, там и деньги, и поддержка государства. Тщательно изучив местный рынок, Лидия поняла: жесткая конкуренция в этой отрасли ведется только за водителей грузового транспорта, в остальном же рынок настолько масштабен, что существует реальный дефицит транспортных предприятий. Что ж, решено – сделано.

 Вначале было непросто. Другие правила и законы, совершенно иная налоговая система, разница менталитетов, непривычная бизнес-этика. Вместе с этим некоторые вещи давались намного легче, чем в России: отсутствие жесткой бюрократии позволяло оперативнее решать правовые вопросы, а знание нескольких языков - рекрутинговые задачи по набору персонала. Здесь пригодился опыт в крюинге. Неважно, кто перед тобой - вице-президент банка, с которым договариваешься о кредите, или водитель грузовика. Важно договориться.

 От мигранта до акционера

 Благодаря солидному опыту в транспортной отрасли Лидия Харько уже через год получила приглашение на должность главного бухгалтера в группу компаний Star, занимающуюся грузоперевозками. Параллельно она начала активно изучать налоговое законодательство и предпринимательское право США. Отслеживание изменений в законодательстве и, как следствие, отраслевой нормативной документации – необходимое правило для успешной работы финансиста, а значит – благополучия компании.

 Став для компании надежным партнером и инициатором успешных изменений, уже через три года Лидия получила назначение на пост финансового директора, а в 2019 году она стала акционером компании. Это расширило ее управленческие функции и возможности для принятия стратегически важных решений.

 За несколько лет работы в Star она хорошо изучила устройство логистических цепочек внутри страны. Настояв на том, чтобы компания поменяла географию работы траков, сместив вектор на запад, Лидия за месяц смогла добиться прироста прибыли в один миллион долларов, что по итогу принесло компании дополнительные двенадцать миллионов за год.

 Как финансовый директор она понимала важность изменений и своевременность их реализации, а на любые изменения, как известно, нужны деньги. Действуя в условиях ограниченного бюджета, Лидия начала активную работу с банками. Умение говорить на одном с инвесторами языке помогло добиться того, чтобы Star Transportation получила доступ к расширенной кредитной линии таких крупных банков, как Chase, JP Morgan и Bank of America. Даже во время финансового кризиса на фоне эпидемии Ковид-19, когда десятки местных грузоперевозчиков не смогли справиться с финансовыми сложностями, Лидия сумела договориться с кредиторами о переносе платежей в один миллион долларов и тем самым спасти компанию от грозящего банкротства. Изначально правильно выбрав тактику, не согласившись на единовременную финансовую помощь государства, Лидия смогла в последующем заручиться долговременной финансовой поддержкой банков. Разумно распорядившись полученными средствами, компания не только выжила в сложный «ковидный» год, но и сумела нарастить свои мощности, тем самым повысив свою стоимость и инвестиционную привлекательность.

 Компания по наставлению ее финансового директора продолжает вкладывать значительные средства в технологии, обучение и бизнес-процессы, направленные на повышение уровня контроля за качеством и надежностью предоставляемых услуг, а также повышение эффективности за счет оптимизации расходов и ежегодного улучшения показателей прибыли на 60% начиная с 2019.

 Таким образом, за шесть лет жизни в США Лидия Харько прошла путь от мигранта до акционера и финансового директора одной из крупнейших в отрасли компаний.

 «Умение видеть картину в целом, мыслить масштабно и на перспективу – вот что отличает хорошего финансового директора от посредственного. – продолжает Лидия. Ту нужен и талант стратега, и предпринимательская смелость. Сочетая в себе эти два качества, ты просто обречен на успех».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах