Первая конференция «Конкуренция: рынки, цифры, люди» открыла серию встреч, круглых столов, дискуссионных площадок и заседаний нового проекта московского правительства. Несомненно, конкуренция сопровождает нас на протяжении всей жизни, и затруднительно назвать сферу, которой она бы не коснулась. Однако на стартовой конференции, которая состоялась 22 октября, главной темой стала конкуренция в мире бизнеса, ее развитие в этой области и поиск новых инструментов для обеспечения ее чистоты и экологичности в эпоху цифровой экономики и глобальных изменений на рынке предпринимательства.
Участники дискуссии попытались найти ту платформу для создания конкурентной среды, которая, с одной стороны, помогала бы бизнесу, а с другой — позволяла органам исполнительной власти и надзорным органам делать этот процесс законным и правовым. Спикеры форума признали, что сегодня в России есть достаточно нерешенных проблем, которые не способствуют развитию здоровой конкуренции в бизнесе: это высокая доля государства в нашей экономике, картелизация и некоторые вопросы с торгами и закупками. Как решить эти проблемы? Как устранить помехи для более эффективного и интенсивного развития конкуренции? Эти и другие вопросы и стали отправной точкой многочасовой дискуссии.
«Конкуренция — это не только самоцель для того, чтобы эффективно работал бизнес, чтобы он мог развиваться, чтобы предприниматели получали определенную выгоду. Одновременно конкуренция — это возможность для горожан (а значит, и государства) получать наиболее качественные услуги и товары за наиболее разумные средства, — отметил заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов. — Для московского правительства главное — чтобы город развивался равномерно, чтобы создавались равные возможности на территории всего города для бизнеса, чтобы правила игры, по которым работает бизнес, были у всех одинаковыми, понятными и прозрачными».
В качестве примера заместитель мэра привел работу городских перевозчиков. Сегодня город заказывает транспортные услуги у частных компаний по понятным и прозрачным правилам игры, на тех же условиях, что и у городских перевозчиков. Эта система работала раньше гораздо хуже: маршрутки не ходили по расписанию, цены на билеты были выше, чем в городском транспорте, частники не перевозили льготников и т. д. А теперь все перевозчики работают по расписанию, по единому городскому тарифу и имеют хороший подвижной состав. В результате повысилась доступность общественного транспорта, что, безусловно, положительно сказалось на качестве услуг и развитии этого бизнеса, а значит, и конкуренции в этой сфере.
На протяжении целого дня представители власти и бизнеса рассматривали развитие конкуренции на примерах различных потребительских рынков, таких, как фитнес-услуги, образование, недвижимость, трудоустройство и другие. Представители федеральных и столичных органов власти, предприниматели и эксперты обсудили эффективность мер, направленных на развитие конкуренции и поддержку бизнеса, а также программы по повышению качества управления закупками. Заходила речь на конференции и об увеличении присутствия представителей малого бизнеса в сфере контрактных отношений.
«Дни московской конкуренции» проходят в рамках плана развития конкуренции на территории столицы России, который готовился совместно с Федеральной антимонопольной службой. Затем, после обкатки и апробации в Москве, этот план будет направлен на реализацию в рамках национального плана по развитию конкуренции. И это логично, ведь Москва как мегаполис сама по себе является максимально благоприятной средой для развития конкуренции, потому что это и огромный спрос, и большие возможности с точки зрения концентрации как потребителей, так и финансовых ресурсов.
Проект «Дни московской конкуренции» будет работать до конца года.