Российский малый бизнес переживает самый сложный кризис с 2010 года. По данным Росстата, за первые шесть месяцев 2025 года число закрывшихся юридических лиц составило 141 тысячу. Это почти в полтора раза больше, чем количество новых компаний, которых было зарегистрировано 95 тысяч. Высокие кредитные ставки, растущее налоговое давление и падение покупательского спроса создают непростые условия для предпринимателей. Какие инструменты и шаги помогают создавать успешные компании, несмотря на сложные обстоятельства, спросили у Виталия Амаряна, генерального директора «Витта Групп», предпринимателя с более чем 10-летним стажем в мебельной индустрии. Прежде чем открыть оффлайн-магазин с шоу-румом он сделал ставку на онлайн-рынок и автоматизацию — инструменты, которые позволяют компаниям расширять рынок сбыта без значительных вложений, — и сегодня работает с заказами по всей России.
Открыться и пройти кризис первого года
Собственное дело — мечта миллионов, обещающая свободу и независимость. Но, по статистике, из десяти новичков в малом бизнесе через год остается лишь один. Чтобы понять, почему большинство компаний не доживают до второго года, нужно посмотреть, как они готовятся к старту. По мнению Виталия Амаряна, который развивал свою мебельную компанию с нуля, именно качественная подготовка становится надежным фундаментом развития бизнеса.
«Нельзя просто так нырять в сферу, если ты в ней ничего не понимаешь, — говорит он. — Важно понимать, насколько перспективна ниша, по каким законам работает».
Этот вывод он сделал на собственном опыте. Новую для себя область исследовал сначала как наемный сотрудник: в течение года изучал, где искать поставщиков, на что обращать внимание при закупках новых проектов, как привлекать клиентов. Знания о том, как устроен мебельный рынок и в чем его особенности, помогли избежать типичных ошибок стартапов: ожидание легкого успеха, непонимание аудитории и ее потребностей, финансовая недальновидность, игнорирование перемен. А главное — помогли создать бизнес, который выдержал не один кризис.
Снижение рисков на старте
В рейтингах основных трудностей открытия бизнеса в 2025 году 2-е, 3-е место стабильно удерживает нехватка стартового капитала. Данные последней аналитики от Федерального центра поддержки малого бизнеса показывают, что 35 % микропредприятий называют «ограниченные финансовые ресурсы» ключевой проблемой, ведущей к остановке развития бизнеса на ранних стадиях. Открытие мебельного магазина, например, требует серьезных вложений из-за необходимости арендовать большие площади, которые могут вместить и выгодно представить покупателям крупногабаритный товар. При этом место, чтобы не прогореть, нужно выбирать точно. Снизить риски, которые могли стать фатальными для стартапа, Виталий Амарян решил нетрадиционным для мебельной торговли того времени способом — проверить жизнеспособность продукта в цифровой среде, прежде чем инвестировать в дорогостоящий оффлайн.
В 2014 году, задолго до того, как это стало мейнстримом для продавцов мебели, он разработал амбициозный в те годы проект — собственный интернет-магазин с каталогом из фото и описаний сотен товаров. Стартовый капитал для запуска виртуального магазина не так велик, что и сейчас позволяет многократно снизить финансовые риски на этапе проверки гипотез.
«Так мы смогли прощупать нишу и спрос по всей стране, не тратя огромные средства на аренду и содержание розничных точек в разных регионах, часть из которых могла оказаться неприбыльной. Это принцип: сначала докажи, потом инвестируй», — объясняет предприниматель.
Только после того, как онлайн-модель доказала свою эффективность и онлайн-заказы начали приходить из разных городов России, предприниматель начал развивать оффлайн-присутствие бизнеса: спустя два года открыл склад и шоурум — место, где клиенты могут лично увидеть товар и получить консультацию перед заказом в интернете. Как объясняет предприниматель, физическая экспозиция нужна не столько для продаж, сколько для укрепления доверия покупателей, и такой «симбиоз» направлений помогает укреплять позиции на расширяющемся рынке сбыта. Однако рост компании потребовал большего контроля и прозрачности, поэтому следующим шагом стала автоматизация.
Автоматизация и маркетплейсы — инструменты роста малого бизнеса
В числе главных проблем малого бизнеса, как показывают различные опросы, сами предприниматели, потерпевшие неудачу, часто называют не столько внешние кризисы, сколько хаос внутри бизнеса. В условиях ограниченных средств, даже незначительная, казалось бы, неразбериха в отчетности, документах или процессах, может привести к серьезным потерям, объясняет Виталий Амарян, который мог наблюдать такое во время работы в найме.
«Когда предприниматель не видит точных остатков товара на складе или тратит часы на поиск документов, он просто не может оперативно принимать важные решения, — объясняет Виталий Амарян. — Из-за этого случаются ошибки, а чтобы исправить ситуацию, приходится платить за сверхурочную работу сотрудников. Эти внутренние проблемы, словно невидимый налог, постоянно съедают прибыль и сжимают маржу».
Не желая такого развития событий в собственной компании, он принял стратегическое решение, предвосхитившее тренды, — автоматизировать все процессы бизнеса. В то время большинство компаний в мебельной индустрии еще работали в «ручном режиме», он же перевел в цифру все операции — от оформления заказов до финансовых документов. Автоматизация дала компании совершенно новые возможности. Благодаря системе автоматического отслеживания запасов по штрихкодам специалисты могли видеть остатки на складах в режиме реального времени. Это помогло избежать ошибок при комплектации заказов и значительно ускорило работу с поставщиками.
Автоматизация — это не просто способ привести бизнес-процессы в порядок, но и ключ к масштабированию на электронных торговых площадках. Эти платформы стали одним из главных факторов выживания современного малого бизнеса. Опыт успешного внедрения этих инструментов сделал его экспертом. Не случайно в 2025 году он был приглашен в состав жюри международной премии Successful Ladies Awards, где оценивал инновационные бизнес-проекты — те самые решения, которые помогают компаниям становиться устойчивыми в цифровую эпоху, в том числе на торговых онлайн-площадках. Маркетплейсы дают то, что малому игроку зачастую недоступно: федеральный охват и налаженную логистику. Благодаря им локальный бизнес получает мгновенный доступ к миллионам покупателей по всей стране, минуя огромные затраты на создание региональных складов и собственной рекламной сети. Однако есть и свои сложности. Главная из них — доставка.
«Крупногабаритные заказы часто повреждаются в сложных логистических цепочках маркетплейсов. Это не только раздражает клиентов, но и влечет за собой большие расходы на возвраты и повторные доставки. Именно поэтому нужно уделять особое внимание организации доставки, чтобы сохранить доверие покупателей», — делится бизнесмен.
Виталий Амарян нашел эффективное решение, чтобы избежать проблем с повреждением крупногабаритной мебели при доставке. В сотрудничестве с дизайнерами он разработал и внедрил новую, оптимизированную конструкцию мебели, которую поставщики стали изготавливать по новой технологии. Это помогло существенно сократить число повреждений заказов при транспортировке по всей логистической цепочке. Благодаря этому компания заметно увеличила объем продаж на крупнейших электронных площадках. И вошла, по статистике маркетплейсов в топ-5 продавцов в категории «мебель для кухни». Это достижение отмечено на сайте Всероссийской ассоциации деятелей культуры и бизнеса «Я Лидер», куда пригласили вступить Виталия Амаряна.
Его опыт показывает, что устойчивость бизнеса сегодня зависит не столько от внешних факторов, сколько от внутренней дисциплины. Подготовка, контроль и автоматизация превращают малую компанию из уязвимой в конкурентоспособную, с потенциалом роста. И это, пожалуй, главная формула для предпринимателей в сложные периоды неопределенности, которая поможет избежать участи 80 % провалившихся стартапов и занять свое место на рынке, создав устойчивый бизнес.