К 2030 году уровень бедности в России должен быть снижен в 2 раза. Такую цель поставил перед правительством президент Владимир Путин.
Непросто найти работу самостоятельно
Чтобы повысить доходы людей, нужно не только увеличивать пособия и пенсии, но что важнее – дать им возможность самим достойно зарабатывать. Это особенно актуально сейчас, когда многие иностранные компании начали закрывать предприятия в России и под угрозой увольнения оказались сотни людей. По официальным данным, сейчас без работы числятся 3 млн граждан.
Однако самостоятельно найти хорошую работу получается не всегда: кому-то не хватает знаний, другим – умений подать себя, правильно написать резюме, третьи просто не знают, с чего начать, потеряв работу, где трудились, начиная со школы или колледжа. Чтобы помочь людям повысить свои доходы, правительство расширило меры поддержки тем, кто ищет работу. Для этого была начата программа модернизации центров занятости. Благодаря нацпроекту «Демография» большинство регионов России – а таких сейчас уже 73 – подключились к процессу. После цифровизации системы и переобучения сотрудников, биржи труда становятся кадровыми центрами. В них не просто подбирают вакансии, а ищут решение проблемы для каждого соискателя индивидуально, исходя из его конкретной жизненной ситуации. Помогают правильно написать резюме, пройти профориентационное тестирование, при необходимости – переобучение, открыть своё дело (ИП, фермерское хозяйство и т. д.).
Сейчас рынок труда так быстро меняется, что 70% работников требуется обновлять знания каждые 5–10 лет. В этом смысле современные центры занятости тоже становятся незаменимы – они подбирают программы повышения квалификации или обучения новой профессии, одновременно находят подходящие предложения работодателей. Без поддержки грамотных специалистов время поиска работы растягивается, что приводит к снижению доходов граждан.
Новые стандарты
Минтруд разработал новые стандарты работы центров занятости, чтобы любой гражданин страны мог получать единые по качеству услуги. Работа по переходу на них ведётся с 2021 г. «Суть этих подходов можно свести к ключевому принципу – человекоцентричность, клиентоцентричность, – подчеркнул министр труда и соцзащиты РФ Антон Котяков. – Для этого подведомственные и курируемые Минтрудом организации, а также региональные органы соцзащиты и центры занятости нацелены на учёт жизненной ситуации гражданина и комплексный подход при организации поддержки и оказании услуг». Министр уточнил, что до конца года все услуги центров занятости будут предоставляться в том числе в электронном виде, основные доступны в онлайн-формате уже сейчас. Идёт постепенное преобразование центров занятости в современные кадровые агентства, которые способны не просто подобрать вакансию, а помочь человеку построить карьеру, а для предприятия – решить полный круг задач, связанный с набором персонала. Важное отличие – сейчас центры занятости начинают работать с людьми не в момент, когда они уже потеряли работу, но и когда находятся под риском увольнения.
Считается, что наибольшим трудовым потенциалом обладают люди 30–45 лет. В ближайшие 10 лет эта категория будет сокращаться – в продуктивный возраст входит поколение, рождённое во время сильнейшего демографического спада в 1990-х. Чтобы смягчить последствия недостатка специалистов, необходимо наладить работу по вовлечению в трудовую занятость молодых людей (в РФ сравнительно велик процент молодёжной безработицы), повышению конкурентоспособности граждан предпенсионного возраста. Это тоже задача обновлённых центров занятости в регионах.
На меры поддержки занятости предусмотрено почти 90 млрд руб. Это позволит оказать помощь 1,5 млн граждан России.