Согласно социологическому опросу исследовательского центра «Ромир», только 35% россиян устраиваются на работу без использования личных связей, 24% ищут работу через социальные сети, еще 18% прибегают к услугам служб занятости. Что касается большей части граждан страны (65%), то они, по данным исследования, устраиваются на работу по знакомству, используя контакты среди родственников и друзей.
Популярность поиска работы через знакомых подтверждают и аналитики многопрофильного исследовательского центра НАФИ. Согласно их исследованию, таким способом ищут работу свыше 58% россиян. Такой вариант граждане России выбирают из-за желания иметь достоверную информацию об условиях труда, зарплате и начальстве, и чтобы легче адаптироваться в новом коллективе. 12% опрошенных, по данным НАФИ, при поиске новой работы пользуются специализированными интернет-порталами и агентствами, а оставшиеся 30% респондентов предпочитают использовать онлайн-ресурсы, не специализирующиеся на поиске работы.
По словам президента кадрового агентства Business Connection Ильгиза Валинурова, россияне ищут работу по блату, чтобы просто облегчить поиск. «Понятно, что людям проще всего обратиться к своим друзьям и знакомым, потому что в таком случае они могут трудоустроиться без конкурса, без собеседований. Но я считаю, что это принципиально неправильный подход, потому что такой вариант предлагает ограниченный круг вакансий, который вам могут предложить. Выходя на открытый рынок труда, контактируя с разными НR, люди могут сами управлять своей карьерой, находить более сильных работодателей, нежели те, которых им предложили в ближнем круге», — говорит Валинуров.
Поиск новых сотрудников с использованием личных связей иногда делает процесс отбора персонала более эффективным, чем обычный поиск по резюме. Во многих компаниях существуют даже специальные программы, которые рекрутеры используют наряду с публикациями вакансий в СМИ или на сайтах по поиску работы, утверждает руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова.
«Канал поиска сотрудников по рекомендации достаточно популярен. Во многих крупных компаниях существуют так называемые реферальные программы и определенное премирование сотрудников, если они порекомендовали какого-то интересного кандидата, который в итоге трудоустроился. Найти сотрудников через какие-то массовые каналы, особенно если речь идет о ключевых навыках, особенно на узкоспециализированные позиции, бывает достаточно сложно, и поэтому опыт работы с таким сотрудником на предыдущих местах работы очень ценится. Во многих компаниях просят рекомендовать каких-то толковых работников, но говорить, что это самый популярный канал поиска работы среди россиян, не совсем правильно, поскольку сегодня на рынке труда больше присутствует микс каналов поиска работы. Кадровые службы обязательно используют традиционные сайты для поиска работы и подкрепляют это рекомендациями, если находится какой-то кандидат через сайт», — говорит Игнатова.
По словам эксперта, реферальные программы часто используют различные госструктуры. «Рекомендательный характер преимущественно сохранился в компаниях госсектора. Они традиционно не публикуют массово вакансии на все свои позиции, а закрывают их за счет личных контактов. Некоторые позиции могут закрываться на этапе вуза, если речь идет о специалистах узкого профиля, которых ищут на четвертом или пятом курсе, либо если компании создают специальные школы для программистов или менеджеров, чтобы выпускники этих школ после окончания сразу же трудоустраивались напрямую», — говорит Игнатова.