Для современного лидера, будь он топ-менеджером корпорации или основателем собственного бизнеса, критически важным навыком сегодня становится умение собирать команды, выстраивать грамотное взаимодействие внутри коллектива, делегировать и формировать принципы и ценности общей работы. Главным и наиболее ценным ресурсом любого бизнеса всегда были и остаются люди. Для достижения стоящих перед бизнесом целей любой топ-менеджер стремится собрать вокруг себя лучших специалистов, наиболее подходящих для своих должностей, умеющих адаптироваться и расти вместе с компанией.
Никто не сформулирует правила и принципы построения коллектива лучше, чем человек, который занимается этим десятилетиями. Вадим Рожнов, обладатель звания предприниматель года в сфере парфюмерии по версии бизнес-издания Expert RF, работает в парфюмерной индустрии около 30 лет, а с 2007 года он возглавляет одну из первых и наиболее авторитетных парфюмерных компаний на российском рынке «Сержио Неро» в качестве генерального директора.
«Парфюмерный бизнес — это сплав бизнеса и искусства, ведь сам процесс создания продуктов подразумевает яркий творческий процесс. После того как я возглавил компанию, смог не только провести эффективную реструктуризацию бизнеса, но и вывел на рынок, где исторически главенствовали французские марки, большую коллекцию российских парфюмерных продуктов под собственными брендами», — говорит Рожнов. Оказалось, что потребители были вполне готовы к этому и оценили марки по достоинству. Кроме того, именно Рожнов запустил продажу ароматов онлайн, несмотря на то, что в то время казалось невозможным купить парфюм без возможности протестировать его. Однако Вадим показал на своем примере, что все решаемо — главное найти подход.
Частью масштабных результатов стала работа с сотрудниками — системы мотивации и премирования. На эту тему Рожнов выпустил ряд профессиональных статей и книгу «Инновационные продукты и технологии: управление в сфере красоты и торговли», предназначенную для управленцев и бизнесменов, в которой собрал весь свой многолетний опыт в бизнесе, который призывает предпринимателей даже самых консервативных областей следовать за временем, находить новые решения, не избегать инноваций. Аналогов этому изданию на рынке нет, так что она имеет все шансы стать настольным пособием для действующих и будущих профессионалов индустрии.
Вадим поделился личным опытом и тем, какие опасные ситуации могут возникнуть в коллективе и как их избежать.
Несовершенность организации работы
Рабочие процессы всегда должны быть прозрачны и понятны для сотрудников. Если четко прописаны все критерии и обязанности персонала, то организация работает слаженно. По статистике Headhunter, 44% респондента признались, что неправильно построенная работа и некорректная система коммуникации становятся причинами конфликтов.
Неясный круг обязанностей
Этот пункт в действительности часто провоцирует коллектив на создание конфликта. Каждый работник должен понимать круг своих обязанностей и компетенций. Если руководитель не может распределить зоны ответственности между работниками, то они вполне имеют право выдвинуть претензию. Чаще всего так и происходит.
Отношения между сотрудниками
Разумеется, что владельцы бизнесов ждут от своих подчиненных выполнения задач, однако они не могут препятствовать общению на личные темы и составлению мнений друг о друге. Бывает, что люди не сходятся во взглядах — это ведет к возникновению напряженности.
В этой ситуации важно сплотиться, как бы банально это ни звучало. По опросам респондентов, в конце 2023 года более 80% предпринимателей ответили, что выделяют средства на развитие персонала, а именно корпоративные обучения и тренинги — и это верный подход. «В условиях турбулентности и внешних обстоятельств сложно делать ставки на развлекательные мероприятия, однако сплотить коллектив можно с помощью специализированных программ для персонала. Это позволит увеличить и производительность труда, и благотворно повлиять на атмосферу в коллективе», — утверждает Рожнов.
Особенности поведения сотрудников
И сотрудники, и работодатель должны понимать, что деструктивная коммуникация может спровоцировать конфликт в обе стороны. Оскорбления, переход на личности, скандалы — все это недопустимо в рабочей обстановке. «Когда вы понимаете, что ситуация накалилась, — необходимо взять паузу», — говорит Рожнов.
Излишнее давление
Сотрудник не может выполнять работу эффективно в регулярном состоянии «аврала». Стресс сказывается на общем состоянии коллектива и может способствовать конфликтам.
Основные направления, на которые стоит обратить внимание и предпринимателю, и сотруднику при устройстве на работу:
— оптимизация работы организации, выстраивание логических вертикальных и горизонтальных связей, разделение ответственности;
— создание комфортных условий работы;
— устранение психологических причин конфликтов — работа с коллективом;
— справедливая и гласная система наказаний и поощрений.
Чтобы создать сильную команду, вовремя предотвращать конфликты и масштабировать бизнес, нужно учитывать ряд критериев.
Мотивация команды и построение рабочей группы
По мнению Вадима Рожнова, чтобы мотивировать сотрудников, успешному руководителю, прежде всего, необходимо разделять ценности компании, ставить перед собой и командой амбициозные цели и ответственно делегировать полномочия и возможности для выполнения задач. Предприниматель считает, что необходимо создавать такие условия, при которых сотрудники не будут бояться сделать ошибку, а руководитель будет помогать найти компромиссное решение в конфликте и поощрять команду к развитию, освоению новых знаний и экспериментов. В конечном итоге важно вовлекать команду в принятие важнейших решений, что позволит не просто разделить ответственность, но главное — сформировать сопричастность общему делу.
Руководя компанией-лидером рынка, Вадим уделяет много внимания выстраиванию команды — каждый ключевой сотрудник непременно проходит собеседование с генеральным директором. Вопросы стратегических перестановок тоже решаются на уровне топ-менеджмента. Вадим выделяет несколько навыков, которыми должен обладать сотрудник, чтобы расти в рамках компании. Прежде всего, он должен опираться на свои сильные и компенсировать слабые стороны, которые есть у каждого, но если уметь с ними работать, они не скажутся на результате. Кроме того, будущий лидер должен быть командным игроком и всегда вовремя подставлять плечо коллегам.
Также важные качества сотрудника, который желает продвинуться по карьерной лестнице, — ответственность, инициативность, умение оценить риски, умение сделать чуть больше, чем от тебя требуется. Дополнительным бонусом будет умение не уходить от конфликтных ситуаций и способность проходить их экологично, а также здоровое чувство конкуренции.
Как руководитель может помочь своей команде
Ключевая роль в развитии команды, конечно, лежит на ее лидере, на его ценностях, подходе к построению бизнеса и внутренних коммуникаций. При этом лидер тоже должен находиться в постоянном развитии, не выпадать из контекста своей индустрии, участвовать в конференциях, мероприятиях и премиальных программах. Так, Вадим Рожнов уверен, что лидер должен быть заточен на то, чтобы взращивать вокруг себя самостоятельные и перспективные кадры, но успех этого дела зависит, прежде всего, от самого топ-менеджера.
Есть два табу, которые он выявил для себя, — поощрять максимализм и перфекционизм («Молодые руководители зачастую считают, что они могут все сделать лучше любого из сотрудников, и вместо того, чтобы учить, выполняют задачи единолично, тем самым отбивая инициативу и желание развиваться».) и монополизировать экспертность и ответственность. («Руководителю важно не принимать от сотрудника проблемы, а принимать только предложения по решению этой проблемы, вместе обсуждать и искать варианты».)
К каким результатам приведет грамотное построение команды и экологичное руководство
Своим примером Рожнов доказывает, что определенные им принципы эффективно работают на практике. За годы руководства «Сержио Неро» Вадим вывел компанию в лидеры своего сегмента, при этом пройдя не один сложный экономический этап, сохранив команду и ресурсы, а также улучшив экономические показатели бизнеса. Уже несколько лет его компания заслуженно считается флагманом в своей области — компания участвует в профильных выставках, мероприятиях и конференциях, таких как InterCHARM, где сотрудники разных профилей могут расширить свои горизонты и продемонстрировать достижения. Кроме того, компания сотрудничает с крупными игроками рынка для расширения сферы влияния и дополнительных точек соприкосновения с потребителем — маркетплейсами, а сотрудничество с международными компаниями, в частности французскими производителями, способствует интеграции и развитию бизнеса.