Примерное время чтения: 4 минуты
361

Какие карьерные и «экономические» стереотипы о женщинах есть в России?

Категория:  Работа
Ответ редакции

Эксперты проанализировали, почему женщины не представлены в профессиях наравне с мужчинами и как они сами оценивают свои карьерные возможности.

По данным Росстата, в России сейчас проживает 78,8 миллиона женщин, что составляет 54% населения. Однако уровень занятости среди трудоспособных женщин ниже, чем среди трудоспособных мужчин: 60% и 72% соответственно. То есть женщины меньше вовлечены в национальную экономику страны. Среди прочего этому способствуют гендерные стереотипы.

Специалисты аналитического центра НАФИ при поддержке Google и Совета Евразийского женского форума изучили этот вопрос и выяснили, почему женщины не представлены в экономике, в том числе цифровой, наравне с мужчинами, и как они сами относятся к своей карьере.

Как женщины представлены в национальной экономике?

Несмотря на то, что женщины составляют более половины населения России, все еще существует проблема неравной оплаты труда. В среднем они зарабатывают на 28% меньше, чем мужчины с аналогичной квалификацией. Причем согласие на такой дисбаланс приводит к тому, что «женские» профессии становятся менее престижными и привлекательными для талантливых специалистов.

В то же время именно женщины тратят больше времени и сил на саморазвитие. Среди работающих женщин 36% имеют высшее образование, в то время как у мужчин этот показатель ниже – 28%. Среди женщин высококвалифицированных специалистов больше, чем среди мужчин: 63% и 37% соответственно. При этом почти 40% россиян считают, что мужчине проще получить высшее образование и построить успешную карьеру.

Почти четверть россиян (24%) полагают, что женщины хуже справляются с обязанностями на руководящих должностях, примечательно что с этим утверждением согласны 17% женщин. Несмотря на это Россия — одна из стран с наибольшим количеством женщин-руководителей в мире (41%). Это происходит в том числе за счет привлечения женщин в предпринимательский сектор. В последние три года они начинают все больше интересоваться этой сферой, а крупные компании организовывают образовательные проекты для начинающих бизнесвумен. 

Как относятся к женщинам в IT-сфере?

По данным НАФИ, на сегодняшний день в цифровой сфере работают 15% россиян. Женщин и мужчин среди них примерно одинаково: 52% и 48% соответственно. При этом первые, как правило, занимают должности продавцов, менеджеров, операторов. В то время как вторые выполняют работу, требующую более высокой квалификации, трудясь на позициях инженеров, программистов, системных администраторов.

Почти половина женщин (48%) считают, что они не хуже, чем мужчины, могут работать с информационными системами, электронной коммерцией и точными науками. Любопытно, что с этим утверждением согласны 55% мужчин.

Несмотря на то, что IT-сфера набирает популярность, гендерные стереотипы все еще сильно влияют на родителей. Профессии в области цифровых технологий те рекомендуют сыновьям в три раза чаще, чем дочерям. В результате девушки реже отдают предпочтение таким профессиям — 7% против 14% юношей.

Откуда берутся стереотипы о женщинах?

Как отмечают эксперты НАФИ, большую роль в формировании стереотипов играет то, как в медиа, массовой культуре и политике представляют успешных людей. Так, большинство успешных людей (83%), которых назвали россияне, — это мужчины. Мужские образы преобладают во всех сферах, но особенно ярко это проявляется в политике (там только 4% женщин), бизнесе (1%) и цифровой экономике (1%). Большинство успешных женщин ассоциируются со сферами шоу-бизнеса (33%), блогерства (32%), искусства (19%), журналистики (18%) и спорта (15%). Тем не менее и в этих областях больше мужчин.

Другие важные факторы, влияющие на формирование стереотипов, — воспитание и семейный уклад. Так, 71% россиян считают, что женщина в первую очередь должна быть хорошей хозяйкой и матерью семейства. А 32% согласны с тем, что она должна выбирать между семьей и профессиональным успехом. Большинство женщин (89%) придерживаются мнения, что обеспечивать семью должен мужчина. При этом, хотя в 55% семей ответственные решения муж и жена принимают вместе, в 29% случаев такие вопросы решает лично мужчина.

Некоторые компании стараются преодолеть неравенство женщин и мужчин в различных профессиях. Для этого в том числе проводят конкурсы, тренинги и другие мероприятия. Например, Совет Евразийского женского форума организовал конкурс среди работодателей «Развитие женского лидерства». А компания Google запустила курс тренингов «Я выдающаяся» (англ. I’m Remarkable).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах