Примерное время чтения: 12 минут
294

Главные тренды Рунета. Культовый IT-форум прошел в России

Фото предоставлено организаторами «РИФ-2020/in the City»

«РИФ in the City» — культовый IT-форум в формате городской конференции — прошел в России. Открывающимися секциями стали «Рунет-2020: Тренды» и «Гостех», в которых приняли участие представители крупнейших IT-компаний и государственных органов, а также эксперты отрасли.

Дмитрий Чернышенко, заместитель председателя правительства Российской Федерации, поприветствовал участников мероприятия, отметив, что оно является уникальным для отрасли и всей страны: «Атмосфера форума позволяет на равных общаться экспертам, представителям бизнеса и органов власти. В разные годы здесь решались судьбоносные вопросы для отрасли и её регулирования. 2020 год непростой, но интересный, особенно для онлайн-сервисов».

Он подчеркнул, что в 2020 году государство значительно поддержало IT-компании и этот тренд будет усиливаться: «Мы включили стимулирующий тренд, надеемся, это найдет отклик и у индустрии. Президент подписал указ о пяти национальных целях развития России до 2030 года, и впервые цифровая трансформация вошла в список приоритетов». Заместитель председателя правительства пожелал всем участникам форума продуктивной работы и хорошего настроения.

«РУНЕТ-2020: ТРЕНДЫ»

Директор РАЭК Сергей Плуготаренко рассказал о трендах 2020 года и шагах, которые должны быть предприняты бизнесом и государством, чтобы Россия стала цифровым лидером к 2030 году. «События 2020 года показали, как могут в один момент радикально измениться планы крупных компаний и институтов развития, как неактуальны сегодня прогнозы, которые мы делали вчера, и как сильно технологическая отрасль подвержена влиянию внешних факторов. Именно поэтому сегодня мы хотим описать будущее и показать, какой мы хотим видеть экономику Рунета не сегодня, не завтра, а послезавтра: через 10 лет. И мы уверены, что в современных реалиях важно мыслить и планировать наперед, быть на сотню шагов впереди конкурентов и обстоятельств. Наш прогноз можно воспринимать как смелую визионерскую идею, а можно — как вектор развития для российского IT», — отмечает директор РАЭК.

В целом экономика Рунета продемонстрировала свою устойчивость и способность адаптироваться к кризисным условиям. По мнению Сергея Плуготаренко, причиной этого стала не государственная поддержка, а сильный «цифровой контур» — сложившаяся экосистема компаний, получающих основной доход в сферах цифрового контента, электронной коммерции, рекламы и интернет-маркетинга, а также инфраструктуры и связи.

Руслан Тагиев, CEO (Mediascope), рассказал о том, как вела себя аудитория Рунета во время пандемии и как изменились привычки и потребности пользователей. «В этом году все ощутили ту важную роль, которую онлайн играет в нашей повседневной жизни. Рынок стал еще больше заинтересован в полных и прозрачных данных об аудитории Рунета. Поэтому Mediascope как исследовательская компания продолжает развивать свои интернет-исследования, внедряет новые технологии для измерения всех участников интернет-рынка и усиливает направление анализа данных о медиапотреблении во всех средах», — говорит он.

Александр Крайнов, руководитель службы компьютерного зрения и технологий искусственного интеллекта («Яндекс»), в своем докладе осветил тренды с точки зрения IT-бизнеса: «Говоря про тренды, сложно ставить точку на графике и апроксимировать. Но этот год ни на что не похожий. Пандемия приблизила многое, что мы могли ждать долгие годы. Компании поняли, что нужно учиться торговать в интернете. Все крупные компании научились это делать через интернет. Мы увидели, как выросла доставка еды. Какой вывод можно сделать? Хотя компании научились продавать в онлайне, грамотность пользователей выросла, произошел некоторый откат. Как только люди могут выходить офлайн, они этим пользуются».

Марина Жунич, директор по взаимодействию с органами государственной власти (Google), также отметила два тренда — цифровой и аналоговый: «Из 10 топ-городов по разработке приложений 4 города — российские. Разработчики активно вовлечены в экономику приложений. Технологии стирают границы между российским и иностранным. Например, игровая студия „Кефир“ из Волгограда занимает 1 место на 47 рынках. По числу рабочих мест Россия занимает третье место в мире по мобильным приложениям. Второй тренд не связан с технологиями. Тренд демонстрирует адаптивность государства к изменениям».

Очир Манджиков, вице-президент по коммуникациям (Mail.ru Group), рассмотрел популярность офлайна и онлайн-сервисов с точки зрения эмоционального и рационального поведения: «Сейчас все заняты цифровизацией. Хотел сказать про эмоциональное и рациональное потребление. В рациональном победа интернета будет почти безоговорочной. Что касается матчей и концертов, здесь офлайн останется лидером. Но и онлайн займёт своё место.

Сломан порог первого входа. Те тектонические сдвиги, которые должны были произойти за 3-4 года, произошли за 3 месяца. Это уже является частью нашей жизни.

Растёт ценность игр. Важная вещь в том, что игры стали онлайн-платформой для распространения контента».

Фото: предоставлено организаторами «РИФ 2020/in the City»

Игровая индустрия и киберспорт

РАЭК сегодня объявляет о создании кластера «Игровая индустрия и киберспорт». «Гейминг и киберспорт давно интересуют РАЭК не только в качестве хобби сотрудников, хотя многие из нас любят поиграть, но и как драйверы индустрии медиа и развлечений. Мы несколько лет подряд проводили панели про видеоигры в рамках „РИФ“ и RIW, по их итогам пришло понимание необходимости сильной коммуникационной платформы, в рамках которой представители отрасли смогут формировать консолидированную позицию и выстраивать диалог с обществом. Такой платформой должен стать наш новый кластер. Для его создания мы обратились к крупнейшим игрокам рынка и признанным экспертам, обнаружив в итоге сильный взаимный интерес», — сказал Сергей Плуготаренко, директор РАЭК.

Уроки пандемии

Секцию «Гостех» открыл Максут Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

«Многие вещи государство может делать вместе с интернет-компаниями, двигаясь совместно. Прежде всего это касается онлайн-образования и онлайн-здравоохранения. Государство будет стимулировать спрос на те решения и сервисы, которые уже состоялись, и не будет инвестировать в новые аналогичные проекты».

Также он отметил влияние пандемии на текущие процессы. «Пандемия показала, что у нас есть компании, которые могут предоставлять сервисы не только отдельным гражданам, но и... школам, вузам. Мы понимаем, что существует большая отрасль, которая может решать глобальные задачи вместе с нами». Также он отметил, что «мы должны иметь совершенно другие скорости в разработке сервисов».

Особое значение в сфере IT имеет правовое регулирование. «Правовое регулирование цифровой среды в „ковидный“ период — это компромиссы, которые позволяют быстро получать государственные услуги дистанционно.

Успехи, которых мы достигли в эпоху COVID, должны стать основой будущих достижений».

Фото: предоставлено организаторами «РИФ 2020/in the City»

Государство и технологии

Министр правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий г. Москвы Эдуард Лысенко рассказал о трудностях и перспективах цифровизации городских сервисов: «Платформенные экосистемные решения, которые Москва заложила раньше, в пандемию получили невероятное развитие. Это в том числе площадка для малого и среднего бизнеса, инвестиционный портал, площадка инновационного кластера. Для бизнеса они стали полноценной онлайн-платформой взаимодействия.

Что касается правового регулирования, то это фиксация новых взаимоотношений. В пандемию произошли фундаментальные изменения, и мы благодаря активной позиции федерального правительства совместно прорабатываем нормативно-правовые акты уже на уровне страны.

Для проработки вопросов нормативного регулирования в Москве внедряются экспериментальные режимы. Дистанционное голосование изначально тоже было экспериментом на уровне Москвы. Сейчас в столице установлен экспериментальный правовой режим в сфере искусственного интеллекта. Москва готова пластично и динамично реагировать на изменения, внедряя перспективные технологии для повышения комфорта горожан».

Виктор Яковлев, основатель Leo Agency, о мировых и локальных трендах развития гостеха как рынка сказал следующее: «Гостех — это одна из тех индустрий, где была изменена технология. Технологии появились в разное время. Гостех с точки зрения цифровой зрелости — молодая индустрия, которая развивается последние 5-7 лет

Государство само цифровизует услуги и отдаёт их пользователям. В США или Великобритании стартапы цифровизуют госуслуги. Нужно быть быстрее, удобнее. Рынок гостеха — это порядка 400 млрд долларов в мире.

Тренд №1 — рабочая сила в цифровой форме. Нужно понимать, сколько людей готовы перепрофилироваться. С точки зрения прогноза развития число стартапов увеличится. Граждане хотят максимального количества сервисов. Нельзя недооценивать искусственный интеллект».

Фото: предоставлено организаторами «РИФ 2020/in the City»

Шеринг идет в B2B

РАЭК и ТИАР-Центр выпустили исследование, посвященное развитию шеринг-модели в цепях поставок и оценили потенциал предотвращения отходообразования в цепях поставок с помощью пулинга паллет в 486 тыс. тонн отходов ежегодно. Эмиссия СО2 может сократиться на 56%.

Авторы провели оценку экологического эффекта внедрения шеринга в B2B на примере пулинга паллет — аренды многооборотной тары. Такой тарой пользуются производители потребительских товаров и розничные сети. Пулеры замещают традиционную модель покупки и одноразового использования паллет, предлагая аренду тары, беря на себя заботу о возврате паллет клиенту после отправки груза, а также ремонтируя и восстанавливая тару. В итоге одна паллета, работающая в пуле, используется до десяти циклов.

Встреча GR-Клуба РАЭК

Встреча клуба стала продолжением «Панельной дискуссии о поддержке IT-индустрии» в Иннополисе, где ключевые представители IT-отрасли вместе с премьер-министром Российской Федерации Михаилом Мишустиным обсуждали вопросы развития Рунета и дополнительные меры поддержки интернет-компаний, работающих в российском сегменте сети Интернет.

В рамках встречи клуба эксперты отметили, что предлагаемые на сегодняшний день меры поддержки IT-сектора не в полной мере затрагивают компании так называемого «Цифрового контура»: поисковые технологии и пользовательские сервисы, облачные услуги, социальные сети и игровые платформы, маркетплейсы, онлайн-кинотеатры, разработку «цифровых решений», в т. ч. авторский заказ.

Кроме того, на встрече подчеркнули, что большинство компаний отечественной интернет-отрасли не соответствуют критериям, установленным положениями закона о «налоговом маневре в IT» и не могут претендовать на получение помощи от государства по причине несоответствия критерию «выручки».

По итогам встречи участники дискуссии разработали пакет мер и комплекс отраслевых предложений, среди которых:

  • Создание условий для удержания IT-кадров в стране и в отрасли (за счет расширения льгот по социальным взносам на все компании «Цифрового контура»).
  • «Налоговый маневр 2.0», в рамках которого предлагается снизить ставку НДС до 10% на электронные услуги отечественных компаний, установить НДС в размере 0%, если лицензиатом выступают компании, чьи услуги не облагаются НДС (финансовый и страховой сектор).
  • Информационный обмен и открытые данные: создание условий для верификации юридически значимых данных отечественными компаниями из ГИС «Госуслуги», Минтруда и ФНС посредством направления запроса и получения подтверждения.
  • Стимулирование спроса на авторский заказ (возможность заказчикам учитывать расходы на авторский заказ с повышающим коэффициентом 2).
  • Создание дополнительных условий для развития отечественного сегмента электронной коммерции в стране и уменьшения зависимости от трансграничной торговли: гармонизация законодательства о дистанционной торговле; снижение ставок межбанковского эквайринга и развитие института агентов СБП; введение международного исчерпания права на ТЗ.
  • В настоящий момент в классификаторе видов экономической деятельности отсутствуют ОКВЭД, которые позволили бы однозначным образом отнести компанию к интернет-отрасли («Цифровому контуру»). Создание таких классификаторов позволит увеличить прозрачность в данном сегменте экономики и более эффективно применять адресные меры поддержки.

Паспорт цифровой зрелости для компании

Перед участниками форсайт-сессии поставили довольно «гуманитарную» задачу: сформулировать критерии. И неожиданным образом в процессе перешли к платформенному подходу: участники предложили создать технологию для оценки уровня цифровой зрелости бизнеса.

В число критериев вошли: количество IT-специалистов в компании, скорость обмена информацией и принятия решений, цифровая грамотность сотрудников, персонализация взаимоотношений с клиентами, наличие сквозной аналитики и др.

Также участники сессии предложили концепцию цифровых HR-паспортов для компаний и специалистов. Подобный сервис не заменит традиционные инструменты для рекрутмента, но поможет бизнесу оптимизировать работу с сотрудниками с точки зрения развития и лояльности, а сотрудникам — выстроить индивидуальную траекторию развития и выбирать работодателя исходя из оценки цифровой зрелости компании в области HR.

На правах рекламы

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах