Вклад креативных индустрий в экономику страны сегодня составляет порядка 3,5% ВВП, а количество занятых в этом секторе достигает 4,6 млн человек. Такие данные озвучила гендиректор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов Светлана Чупшева в рамках презентации стратегических планов развития креативной экономики регионов России.
«Мы очертили новый контур нового экономического сектора, сегодня креативные индустрии ежегодно генерируют выручку в 14,5 трлн рублей, — рассказала глава АСИ в своем выступлении. — Надеемся на дальнейшее их развитие при поддержке регионов, которые создают все возможности и условия для этого. И, конечно, мы будем делать все на федеральном и на региональном уровнях, чтобы эта динамика усиливалась».
И швец, и жнец
Вклад креативной экономики в ВВП к 2030 году должен составить 6% — такой ориентир содержится в законе о развитии креативных индустрий, он вступит в силу в начале февраля.
«Мы говорим не об одной отрасли, — подчеркнула глава АСИ, — это 16 креативных индустрий, абсолютно разных. Это, например, IT, архитектура, дизайн, кино, анимация, музыка, народные художественные промыслы, издательская деятельность, научно-исследовательская деятельность».
Чужим здесь не место
Важным, по словам Чупшевой, является и то, что все предпринимаемые меры помогают российским представителям креативных индустрий активно развиваться, причем не только в России.
«Компании сектора стремительно занимают ниши иностранного бизнеса, который ушел с нашего рынка, — отметила она. — Очень важно, что ряд проектов конкурентоспособен на внешних рынках. И наша задача, безусловно, наращивать этот темп».
Из любой точки
Креативная экономика — это не просто тренд, а новая точка опоры для регионального развития, заявила aif.ru эксперт по коммуникациям, руководитель PRoud.365 Евгения Истомина.
Сектор, по её словам, дает перспективу каждому, независимо от места жительства, раскрыть свой потенциал. Например, графические дизайнеры, веб-дизайнеры, контент-менеджеры, маркетологи, фотографы, иллюстраторы-художники, создающие анимацию, музыканты, дизайнеры и IT-специалисты, учителя — все они получают возможность развиваться.
«Видеозвонки, мессенджеры и другие платформы для совместной работы — всё это делает возможным создание и развитие проектов, независимо от географии, — констатирует Истомина. — Это не только экономит время, но и дает возможность вовлекать экспертов из разных уголков страны или даже мира в единый рабочий процесс».
Есть что развивать
У России есть уникальные продукты, которые уже востребованы на мировом рынке, а также проекты с высоким потенциалом, указывает Истомина.
Например, это анимация и кино: мультфильм «Маша и Медведь» показывают более чем в 100 странах. А «Танки онлайн» — российская игра, разработанная студией AlternativaPlatform из Перми, стала одной из первых в мире многопользовательских браузерных игр с трехмерной графикой. Она невероятно популярна не только в России, но и за её пределами, привлекая миллионы игроков из Европы, Азии и Америки.
«Эти примеры показывают, что создать в российском регионе продукт, который может выйти на мировой рынок, вполне реально, — отмечает эксперт. — У нас есть много умных и талантливых людей, которых нужно поддержать».
Для всех и для каждого
Региональные власти начинают осознавать, что креативная индустрия — это не только про культуру и искусство, но и про серьезный вклад в экономику, отмечает Истомина.
«Однако до идеальной картины, где каждый регион превращается в центр притяжения талантов, еще предстоит пройти путь, — добавляет она. — Сейчас в регионах часто не хватает банальных вещей: пространства для работы, стабильного интернета, понимания у местных властей, что творческие индустрии могут приносить прибыль. Чем больше мы развиваем эту среду, тем ближе становимся к идеальной ситуации, где каждый может творить, делиться идеями и реализовывать проекты, находясь в комфортных условиях».