aif.ru counter
5297

Семейное дело. Сложно ли вести бизнес с собственным мужем

При наличии диплома искусствоведа в области русской живописи и режиссёрского образования Алиса Лобанова уже шесть лет занимается бизнесом. Она — учредитель федеральной розничной сети магазинов детских игрушек.

Алиса Лобанова.
Алиса Лобанова. © / Юлия Майорова / Из личного архива

Требуется партнёр

Мария Беляева, «АиФ. City»: — Алиса, трудно ли было вам — человеку, ориентированному на творчество, погрузиться в проблемы бизнеса?

Алиса Лобанова: — Художественное образование мне очень помогло на первых порах. Ведь я пришла в компанию в отдел маркетинга и как дизайнер долгое время занималась разработкой наружной рекламы, акциями, рекламным продвижением онлайн и офлайн. При этом я понимала, что нужно задавать новый вектор развития, внедрять подход интегрированных маркетинговых коммуникаций. Было трудно, ведь компания к тому времени существовала уже 15 лет, в ней сложилась своя среда с определёнными уже устаревшими представлениями. Идеи нового развития воспринимались в штыки.

— Это понятно: у нас не очень любят, когда жёны владельцев вмешиваются в бизнес. Наверное, ещё тяжелее было, когда вы возглавили его? Расскажите, как это произошло.

— Это не произошло вдруг — процесс был постепенный и медленный. Поначалу мой муж, Андрей Лобанов, который создал компанию и остаётся её единственным учредителем, просто делился со мной тем, что происходило в бизнесе. Мы с ним обсуждали какие-то ситуации, я высказывала своё мнение, предлагала варианты решений.

Думаю, человеку, создавшему своё дело и долгое время бывшему единственным руководителем, на каком-то этапе бывает необходим единомышленник, который может стать партнёром и продолжит начатое, привнеся свежие идеи, необходимые для того, чтобы бизнес развивался, а не стагнировал. Мой муж увидел во мне такого единомышленника и понял, что я могу, с одной стороны, укрепить существующие основы и традиции бизнеса, а с другой — развивать его с учётом современных реалий.

Однако такие решения, как передача существующего много лет дела новому, пусть даже близкому человеку, пусть даже знакомому с компанией, не принимаются спонтанно. Процесс введения в меня в бизнес занял около 5-ти лет, и это само по себе говорит о том, что решение супруга было осознанным и взвешенным.

Но даже при его поддержке вывести компанию из состояния стагнации и при этом сохранить коллектив и корпоративный дух оказалось весьма сложной задачей, которую не удалось реализовать без потерь. Нескольких топ-менеджеров пришлось уволить.

— Однако это жёсткое для молодой женщины решение...

— Да, пришлось выработать в себе новые качества — выдержку и силу духа.

Сеть розничных магазинов компании увеличилась более, чем вдвое.

«Тойруша» для самых маленьких

— Что изменилось потом?

— Я стала активно привлекать в компанию молодых специалистов. Были, конечно, и в коллективе увлечённые и талантливые молодые люди, но прежде их инициативу сильно ограничивала консервативная политика. Я же стала открывать перед ними перспективы, продвигать. И вместе мы много достигли.

В числе приоритетных задач, которые я ставила перед собой, было развитие розничного направления. Так вот, сеть розничных магазинов компании увеличилась более, чем вдвое. Сегодня есть чёткое разделение на опт и розницу.

Опт — это САКС. Крупнейший дистрибьютор игрушек в России имеет центральное представительство в Москве и пять обособленных подразделений в городах-миллионниках: Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, Ростове-на-Дону. Офисы оборудованы выставочными залами, где регулярно обновляются экспозиции игрушек ведущих мировых брендов. В них проводятся тренинги для региональных представителей.

А розница — это TOY.RU. Наши магазины можно встретить от Курска до Владивостока. И мы нацелены на дальнейшую экспансию в регионы.

Во многом этому способствовала радикальная модернизация рекламной политики. Помимо того, что полностью изменили дизайн, мы занялись активным продвижением через интернет, стали использовать новые каналы связи, создали мобильное приложение. В общем, адаптировались под запросы современного общества.

У нас стартовали собственные медиапроекты: «Тойруша TV», глянцевый журнал об игрушках и трендах в этой сфере. Наша реклама появилась на федеральных телеканалах, а звёзды — Гоша Куценко, Дмитрий Дибров, Оксана Фёдорова и другие — приняли участие в организованных нами благотворительных проектах.

Только что, в мае, запустили новый формат магазинов — «Тойруша». Он для самых маленьких детей — как сейчас принято обозначать эту категорию: 0+. То есть мы вышли на новый сегмент целевой аудитории. Значительно расширили ассортимент и сделали его независимым от опта, потому что хотим, чтобы в каждом уголке России у родителей была возможность выбрать своим детям качественные игрушки по доступной цене. Определяя пути развития, мы отталкиваемся от интересов потребителей, стараясь оперативно реагировать на новые запросы, а по возможности и предупреждать их.

Алиса Лобанова.
Алиса Лобанова. Фото: Из личного архива/ Юлия Майорова

— Вас напрягает конкурентная среда?

— Для бизнеса это нормально. Да, долгие годы компания была эксклюзивным дистрибьютором крупнейших мировых брендов в России, а в последние три года произошли изменения. Но это понятно — рынок развивается. Тем не менее, мы амбициозны и по-прежнему лидируем как в оптовом, так и в розничном сегменте. А по объёму импортируемых товаров у нас четвёртое место, и это очень высокая ступень, потому что впереди такие гиганты, как Lego, Hasbro, Mattel.

Я рада, что муж нашёл во мне достойного приемника, но он для меня всегда останется учителем.

Учитель и ученик

— Раньше муж советовался с вами. А вы сейчас советуетесь с ним?

— Конечно. Знаете, у нас в вопросах бизнеса изначально сложилось такое распределение ролей: учитель — ученик. Учитель — он, ученик — я. Я полностью доверяю его опыту, а он ценит мои свежие идеи, творческий подход. И я рада, что муж нашёл во мне достойного приемника и соратника, но он для меня всегда останется учителем. Всё, что я делаю в бизнесе, делаю в согласии с ним и вместе с ним.

— Многие разделяют бизнес и семью. А у вас, получается, вообще нет границы, где заканчиваются семейные отношения и начинаются деловые?

— Пожалуй, да — границы у нас нет. Хотя, конечно, немало людей, в основном мужчин, придерживаются консервативных взглядов и убеждены в том, что удел жены — сидеть дома и воспитывать детей. У нас же семейный бизнес действительно как бы продолжает семейные отношения. Просто они распространяются уже не только на дом, ребёнка. Так же, как в семье, в бизнесе не может возникать таких мотивов, как удовлетворение личных эгоистичных амбиций — нет личного, есть общее дело.

По-моему, семейный бизнес даёт возможность супругам развиваться синхронно, двигаться по жизни в одном направлении, и это только укрепляет отношения. Ведь муж и жена — партнёры по жизни. Безусловно, у каждого из нас может быть своё понимание ситуации, каждый может видеть решение проблемы по-своему, но, обсуждая это, мы всегда приходим к единому мнению.

24 часа онлайн, но выходные — это святое

— Бизнес такого масштаба, как ваш, должен поглощать практически всё время. Или на семью что-то остаётся?

— Да, он требует быть постоянно включённым в процесс в режиме 24 часа в сутки, но сегодня это можно делать онлайн. Мы стараемся отключаться от дел и соблюдать свои семейные традиции. Выходные в кругу семьи в загородном доме — это святое. Иногда путешествуем все вместе.

— Вы стали преемником мужа. Хотите, чтобы преемственность в семье продолжалась? Как сын смотрит на ваш бизнес?

— Сын относится к нему с большим интересом и уважением. Я, конечно, за преемственность. Но понимаю: важно, чтобы он сам принял это решение, и чтобы оно было осознанным.

— «Бизнес — не игрушки, игрушки — хороший бизнес!» Насколько мне известно, под этим лозунгом компания живёт уже очень долго. То есть стиль и формы бизнеса изменились, а идеология остаётся прежней?

— Этот слоган Андрей придумал 15 лет назад. В нём заложен простой, но при этом верный и глубокий смысл. Именно с пониманием того, что у нас столь же серьёзный бизнес, как и любой другой, компания выросла до современных масштабов. Сегодня это огромная структура, которая живёт единым духом. Поэтому она способна досконально анализировать рынок, аналитически подходить к принятию решений, выстраивать логистику — как международную, так и внутрироссийскую, организовать оптовую и розничную реализацию товаров и оставаться лидером.

АиФ. City 4 (34) май 2018



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какие новые ограничения могут ввести на продажу алкоголя?
  2. Что за вирус Fanta, который крадет деньги у пользователей онлайн-сервисов?
  3. Когда будет третья волна бабьего лета?


Самое интересное в регионах
Роскачество
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В СОЦСЕТЯХ