Требуется партнёр
Мария Беляева, «АиФ. City»: — Алиса, трудно ли было вам — человеку, ориентированному на творчество, погрузиться в проблемы бизнеса?
Алиса Лобанова: — Художественное образование мне очень помогло на первых порах. Ведь я пришла в компанию в отдел маркетинга и как дизайнер долгое время занималась разработкой наружной рекламы, акциями, рекламным продвижением онлайн и офлайн. При этом я понимала, что нужно задавать новый вектор развития, внедрять подход интегрированных маркетинговых коммуникаций. Было трудно, ведь компания к тому времени существовала уже 15 лет, в ней сложилась своя среда с определёнными уже устаревшими представлениями. Идеи нового развития воспринимались в штыки.
— Это понятно: у нас не очень любят, когда жёны владельцев вмешиваются в бизнес. Наверное, ещё тяжелее было, когда вы возглавили его? Расскажите, как это произошло.
— Это не произошло вдруг — процесс был постепенный и медленный. Поначалу мой муж, Андрей Лобанов, который создал компанию и остаётся её единственным учредителем, просто делился со мной тем, что происходило в бизнесе. Мы с ним обсуждали какие-то ситуации, я высказывала своё мнение, предлагала варианты решений.
Думаю, человеку, создавшему своё дело и долгое время бывшему единственным руководителем, на каком-то этапе бывает необходим единомышленник, который может стать партнёром и продолжит начатое, привнеся свежие идеи, необходимые для того, чтобы бизнес развивался, а не стагнировал. Мой муж увидел во мне такого единомышленника и понял, что я могу, с одной стороны, укрепить существующие основы и традиции бизнеса, а с другой — развивать его с учётом современных реалий.
Однако такие решения, как передача существующего много лет дела новому, пусть даже близкому человеку, пусть даже знакомому с компанией, не принимаются спонтанно. Процесс введения в меня в бизнес занял около 5-ти лет, и это само по себе говорит о том, что решение супруга было осознанным и взвешенным.
Но даже при его поддержке вывести компанию из состояния стагнации и при этом сохранить коллектив и корпоративный дух оказалось весьма сложной задачей, которую не удалось реализовать без потерь. Нескольких топ-менеджеров пришлось уволить.
— Однако это жёсткое для молодой женщины решение...
— Да, пришлось выработать в себе новые качества — выдержку и силу духа.
Сеть розничных магазинов компании увеличилась более, чем вдвое.
«Тойруша» для самых маленьких
— Что изменилось потом?
— Я стала активно привлекать в компанию молодых специалистов. Были, конечно, и в коллективе увлечённые и талантливые молодые люди, но прежде их инициативу сильно ограничивала консервативная политика. Я же стала открывать перед ними перспективы, продвигать. И вместе мы много достигли.
В числе приоритетных задач, которые я ставила перед собой, было развитие розничного направления. Так вот, сеть розничных магазинов компании увеличилась более, чем вдвое. Сегодня есть чёткое разделение на опт и розницу.
Опт — это САКС. Крупнейший дистрибьютор игрушек в России имеет центральное представительство в Москве и пять обособленных подразделений в городах-миллионниках: Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, Ростове-на-Дону. Офисы оборудованы выставочными залами, где регулярно обновляются экспозиции игрушек ведущих мировых брендов. В них проводятся тренинги для региональных представителей.
А розница — это TOY.RU. Наши магазины можно встретить от Курска до Владивостока. И мы нацелены на дальнейшую экспансию в регионы.
Во многом этому способствовала радикальная модернизация рекламной политики. Помимо того, что полностью изменили дизайн, мы занялись активным продвижением через интернет, стали использовать новые каналы связи, создали мобильное приложение. В общем, адаптировались под запросы современного общества.
У нас стартовали собственные медиапроекты: «Тойруша TV», глянцевый журнал об игрушках и трендах в этой сфере. Наша реклама появилась на федеральных телеканалах, а звёзды — Гоша Куценко, Дмитрий Дибров, Оксана Фёдорова и другие — приняли участие в организованных нами благотворительных проектах.
Только что, в мае, запустили новый формат магазинов — «Тойруша». Он для самых маленьких детей — как сейчас принято обозначать эту категорию: 0+. То есть мы вышли на новый сегмент целевой аудитории. Значительно расширили ассортимент и сделали его независимым от опта, потому что хотим, чтобы в каждом уголке России у родителей была возможность выбрать своим детям качественные игрушки по доступной цене. Определяя пути развития, мы отталкиваемся от интересов потребителей, стараясь оперативно реагировать на новые запросы, а по возможности и предупреждать их.
— Вас напрягает конкурентная среда?
— Для бизнеса это нормально. Да, долгие годы компания была эксклюзивным дистрибьютором крупнейших мировых брендов в России, а в последние три года произошли изменения. Но это понятно — рынок развивается. Тем не менее, мы амбициозны и по-прежнему лидируем как в оптовом, так и в розничном сегменте. А по объёму импортируемых товаров у нас четвёртое место, и это очень высокая ступень, потому что впереди такие гиганты, как Lego, Hasbro, Mattel.
Я рада, что муж нашёл во мне достойного приемника, но он для меня всегда останется учителем.
Учитель и ученик
— Раньше муж советовался с вами. А вы сейчас советуетесь с ним?
— Конечно. Знаете, у нас в вопросах бизнеса изначально сложилось такое распределение ролей: учитель — ученик. Учитель — он, ученик — я. Я полностью доверяю его опыту, а он ценит мои свежие идеи, творческий подход. И я рада, что муж нашёл во мне достойного приемника и соратника, но он для меня всегда останется учителем. Всё, что я делаю в бизнесе, делаю в согласии с ним и вместе с ним.
— Многие разделяют бизнес и семью. А у вас, получается, вообще нет границы, где заканчиваются семейные отношения и начинаются деловые?
— Пожалуй, да — границы у нас нет. Хотя, конечно, немало людей, в основном мужчин, придерживаются консервативных взглядов и убеждены в том, что удел жены — сидеть дома и воспитывать детей. У нас же семейный бизнес действительно как бы продолжает семейные отношения. Просто они распространяются уже не только на дом, ребёнка. Так же, как в семье, в бизнесе не может возникать таких мотивов, как удовлетворение личных эгоистичных амбиций — нет личного, есть общее дело.
По-моему, семейный бизнес даёт возможность супругам развиваться синхронно, двигаться по жизни в одном направлении, и это только укрепляет отношения. Ведь муж и жена — партнёры по жизни. Безусловно, у каждого из нас может быть своё понимание ситуации, каждый может видеть решение проблемы по-своему, но, обсуждая это, мы всегда приходим к единому мнению.
24 часа онлайн, но выходные — это святое
— Бизнес такого масштаба, как ваш, должен поглощать практически всё время. Или на семью что-то остаётся?
— Да, он требует быть постоянно включённым в процесс в режиме 24 часа в сутки, но сегодня это можно делать онлайн. Мы стараемся отключаться от дел и соблюдать свои семейные традиции. Выходные в кругу семьи в загородном доме — это святое. Иногда путешествуем все вместе.
— Вы стали преемником мужа. Хотите, чтобы преемственность в семье продолжалась? Как сын смотрит на ваш бизнес?
— Сын относится к нему с большим интересом и уважением. Я, конечно, за преемственность. Но понимаю: важно, чтобы он сам принял это решение, и чтобы оно было осознанным.
— «Бизнес — не игрушки, игрушки — хороший бизнес!» Насколько мне известно, под этим лозунгом компания живёт уже очень долго. То есть стиль и формы бизнеса изменились, а идеология остаётся прежней?
— Этот слоган Андрей придумал 15 лет назад. В нём заложен простой, но при этом верный и глубокий смысл. Именно с пониманием того, что у нас столь же серьёзный бизнес, как и любой другой, компания выросла до современных масштабов. Сегодня это огромная структура, которая живёт единым духом. Поэтому она способна досконально анализировать рынок, аналитически подходить к принятию решений, выстраивать логистику — как международную, так и внутрироссийскую, организовать оптовую и розничную реализацию товаров и оставаться лидером.
АиФ. City 4 (34) май 2018