Примерное время чтения: 5 минут
306

Парадоксы налоговой политики. Почему акциз на пиво растёт быстрее, чем на водку?

Среди цивилизованных стран мы активнее всех употребляем «горячительное». Но при этом основной плательщик акциза в пищевой и перерабатывающей промышленности — пивоваренная отрасль.

 

Водки больше, сборов меньше?

Союз российских производителей пивобезалкогольной продукции и Министерство сельского хозяйства РФ подготовили аналитический отчёт о состоянии отечественного рынка пива за 2006 год. В прошлом году российские пивоваренные компании перечислили в государственную казну 68 млрд. рублей, 18,5 млрд. из которых — в виде акцизных платежей (госпошлина на алкоголь). При этом на долю пивоваров приходится от 20 до 38% всего собранного акциза по федеральным округам, а в некоторых регионах этот показатель ещё больше. Так, в Ярославской области производители пенного напитка взяли на себя 82,6% всех акцизных платежей, в Калужской — 70,8%. Даже если вы не специалист, то без труда поймёте, что это очень высокие показатели для одной отрасли. Особенно если учесть, что пиво предпочитают всего 22-27% россиян, а крепкий алкоголь — 62-65%. Сами производители крепких спиртных напитков, если обратиться к отчётам Счётной палаты и Федерального казначейства, не спешат с акцизными отчислениями: в прошлом году они заплатили государству в 3,5 раза меньше, чем в позапрошлом. В 2005 году в виде акцизных платежей от производства ликёроводочной продукции перепало 58,7 млрд. рублей, а в 2006-м — лишь 16,5 млрд.

Это связано с тем, что нынешние методы контроля оставляют немало лазеек для безнаказанного производства — контрафактных алкогольных напитков. «Применение поддельных, а также дублирующих марок позволяет легализовать нелегально произведённую продукцию. Ведь если информация о марке отражена в ЕГАИС, то данная продукция считается в легальном обороте», — рассказывает руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов о налоговых парадоксах. Да и несложный процесс производства водки плюс современный уровень полиграфии вызывает у некоторых соблазн подзаработать лёгких денег.

 

Акциз на молоко

На рынке пива ситуация несколько иная. В отрасли — около 250 пивоваренных предприятий. Каждый из 60 тысяч специалистов, занятых в «пенной» индустрии, создаёт 10 рабочих мест в смежных областях: в сельском хозяйстве, торговле, грузоперевозках… И качество российского янтарного сомнений вызывает уж точно куда меньше, чем водка. Хотя бы потому, что, как объяснил первый зампред думского Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму, член комиссии Госдумы по техническому регулированию Юрий Медведев, что «пиво невозможно сделать в полуподвале, разлить на коленках или в каких-то складских подсобных помещениях». Действительно, технологически сложное производство ячменного напитка защищает его от подделок и, более того, делает их невыгодными для мошенников.

В Минсельхозе пивоваренную отрасль называют одним из самых динамично развивающихся секторов экономики. Ещё бы: наши пивовары занимают 4-е место в мире по объёмам производства. В прошлом году индустрия дала стране 998,6 млн. дал пива, а это почти на 10% больше, чем в предшествующем. Инвестиции в отрасль превысили 5 млрд. долларов. Самые активные пивоваренные компании — «Балтика», «САН ИнБев», «Очаково» и «Эфес» — построили в стране 10 солодовенных заводов, а это уж точно пошло на пользу многострадальному российскому АПК.

Но ситуация вокруг отрасли изменилась, и, увы, не в лучшую сторону. В апреле депутаты Госдумы внесли поправки в Налоговый кодекс, определяющие ставку акцизных сборов за отдельные категории товаров. Для крепкого алкоголя ставка повысится на 7%. А для пива крепостью от 0,5 до 8,6% акциз в 2008 году должен вырасти сразу на 32,4%. Так что производители пенного напитка пострадали от повышения больше всего. К тому же удивительное число будет продолжать свой стремительный рост — это связано с запланированным уровнем инфляции (на 6,5% в 2009 году и на 6% в 2010 году).

Пивовары всё ещё не оставляют надежды убедить законодателей сделать так, чтобы акцизная ставка не увеличивалась в одночасье в разы, а была связана с куда более скромными цифрами инфляции внутри пивной отрасли. И они, эти цифры, гораздо ниже обычной инфляции — той, которая происходит в стране. «В прошлом году, например, пивовары повысили цены на свою продукцию на 6%, а в 2007 году рост может составить 5%», — рассказывает председатель совета Союза российских пивоваров, президент «Балтики» Антон Артемьев. Напомним, что МЭРТ запланировал уровень инфляции в 8%, на деле же в октябре она перевалила за 9%.

«Странно так повышать акцизы, учитывая, что госполитика направлена на то, чтобы россияне перешли с крепкого на слабый алкоголь, — прокомментировал „налоговую находку“ депутатов руководитель пресс-службы одной из крупнейших пивоваренных компаний. — Осталось ввести акциз на кефир».

Тогда уж и на молоко!

Дмитрий МАЛИНОВСКИЙ

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах