Примерное время чтения: 6 минут
469

ВИДЕОЛЕКЦИЯ: «Продавай то, что хотел бы купить сам», или 5 принципов успешного интернет-стартапа

Так утверждает мастер создания и грамотного управления интернет-проектами Марк Самвер. Свою карьеру в Интернете Самвер начинал с единичного проекта-клона — сайта Alando.de, который копировал модель известного американского электронного аукциона eBay. Cейчас Самвер стоит во главе одного из крупнейших европейских фондов European Founders, который инвестировал средства в Facebook, LinkedIn и ещё десяток проектов, а сейчас управляет самым быстрорастущим стартапом в мире — сайтом коллективных скидок Groupon.

Как добиться успеха в Интернете, не имея начального капитала, каналов «раскрутки» и особого опыта? Секретами своего успеха Самвер поделился со слушателями программы «Менеджмент в сфере интернет-технологий» инновационно-образовательной компании RMA..

Секрет 1. Меняйте бизнес-модели

Этот принцип Самвер подсмотрел в одной из компаний, работающих в знаменитой Силиконовой долине.

— Они начинали с чего-то одного, небольшого, и пробовали это продавать. За короткое время два раза поменяли бизнес-модель. Затем модель менялась еще дважды, так мы старались «нащупать» продукт. Когда я ушел, то продолжал следить за делами проекта. Их бизнес-модель перекраивалась еще трижды.

В результате компанию купили за 100 миллионов долларов. После этого, как признаётся Самвер, он понял, что ни в коем случае нельзя зацикливаться на чём-то одном: нужно всегда внимательно прислушиваться к рынку и, главное, к потребителю, для которого ты работаешь.

— Не нужно подходить ко всему с точки зрения того, «что будет через 10 лет». Держите в уме то, что нужно сделать сейчас. Да, надо думать о следующем шаге, но не стоит зацикливаться на том, что будет через десять шагов, — советует Самвер.

Секрет 2. Не ищите миллион

Открывая немецкий клон американского eBay, Самвер не имел никаких средств на развитие и раскрутку проекта. Ему просто нравилась сама концепция покупки и продажи абсолютно любых, даже бывших в употреблении товаров через Интернет.

— Я просто полюбил идею «блошиного рынка в Интернете». Сразу подумал, как классно будет, что кто-то сможет на нем продать, скажем, старые CD-диски. Так что придумывайте продукт, которым пользовались бы вы сами, — советует Марк.

А уж если идея будет действительно хорошей — она понравится и пользователям, и инвесторам, поэтому деньги в проект придут практически сами.

— Нам казалось, что люди были в принципе готовы покупать через Интернет. Мы собрали всю возможную информацию о eBay, стали через друзей искать выход на инвесторов. Параллельно искали технических специалистов по университетам.

Так Самвер и собрал свою первую команду и первые деньги на проект. При этом скорость, говорит он, была даже важнее, чем большие деньги: нужно было обогнать конкурентов и выйти на рынок первыми.

— Начиная что-то, не думайте о миллионах. Всего 50 тысяч долларов достаточно для старта, а найти их можно, хоть и очень нелегко. Вам нужно учиться продавать. Я слышал, что в России пока мало инвесторов, зато, наверное, обращаются к ним единицы. В тех же Штатах бизнес-ангелов и венчурных фондов на порядок больше, но в очереди к ним стоят тысячи стартапов.

Секрет 3. Не пытайтесь раскрутить «пустышку»

Если ваш продукт не продаётся, это явный признак того, что он неудачен и никому не нужен. Не надо пытаться «втюхать» такой продукт посредством различных рекламных уловок и так далее. Потребитель не дурак, он рано или поздно поймёт, что ему навязывают ерунду; а вы просто потратите время, ресурсы и деньги на заведомо провальный проект, говорит Самвер.

— Не стройте из себя самого умного. Не говорите, что вас не волнует, если никому не нравится ваша затея. Если люди, с которыми вы общаетесь, указывают на проблемы, стоит прислушаться.

— Мне кажется, хороший продукт поначалу не нуждается в маркетинге как таковом, — подчёркивает Самвер. — Нужно понять, что он чего-то стоит, и тогда вкладываться в продвижение. Разбазарив бюджет на «пустышку», вы не получите ничего, кроме разочарования и недоверия к вашим возможностям.

Секрет 4. Не бойтесь начинать с малого

На заре вашего проекта ваша команда может состоять из нескольких студентов, а офис представлять из себя чью-то съёмную квартиру или комнату. У истоков таких гигантов, как Microsoft и Apple, тоже стояли пара-тройка человек, напоминает Самвер, но главное — не количество сотрудников, а их энтузиазм, вера в вас и в успех вашего начинания. Возьмите Groupon. Сайт был основан одним единственным «креативщиком» из Лос-Анджелеса, а сейчас в компании работают около 4 тысяч человек.

— Британский филиал начинался с двух человек. Сейчас это подразделение выросло, а по объему выручки — оно одно из лучших во всем Groupon.

Секрет 5. Не скрывайте своих идей

— Вы что-то придумали и боитесь, что вашу идею «уведут»? Но ведь, наверняка, вы не один такой. Возьмите любую идею, и я скажу, что сейчас в мире над ней думает десяток человек, а пятеро из них уже приступили к реализации.

Проще говоря, холить и лелеять свой «гениальный план» — это просто терять время, давая конкурентам преимущество и упуская шанс услышать чьи-то ценные комментарии, замечания и советы. Беритесь за работу сегодня, сейчас, пока вы ещё молоды и у вас есть возможность полностью посвящать себя своему делу. И обсуждайте свою идею — в споре рождается истина. А также находятся случайные сотрудники, инвесторы, помощники и т.п.

— Мне помогло то, что, начиная заниматься предпринимательством, я был свободен и мог работать 24 часа в сутки, семь дней в неделю, — говорит Самвер. — Когда у вас есть семья и дети, все намного сложнее. Вы молоды и полны сил? Ваше время — прямо сейчас. Пробуйте. У вас никогда больше не будет столько возможностей и энергии, как теперь. В крайнем случае, вы поймете, что предпринимательство — это не ваша стезя. И сможете без проблем устроиться куда-то наемным сотрудником.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах