Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России превысила 20%, что обеспечило занятость 28 миллионам россиян. Об этом Минэкономразвития сообщит депутатам Госдумы во время Парламентских слушаний. Ранее доклад ведомства анонсировал первый вице-премьер правительства Андрей Белоусов. По его словам, в нем отражено как текущее состояние сектора, так и динамика изменения показателей с 2019 по 2022 год. Самые интересные цифры из доклада в интервью aif.ru раскрыла замглавы Минэка Татьяна Илюшникова.
Сергей Болотов, aif.ru: — Татьяна Александровна, что будет в докладе?
Татьяна Илюшникова: — В нем представлен ряд макроэкономических показателей, конкретных программ, инструментов и инициатив. По данным Доклада, в России 6 миллионов МСП, численность занятых в секторе составляет более 28 млн человек, доля малых и средних предприятий в ВВП — 20,3%, а общий прирост дохода МСП вырос практически на 50% по сравнению с показателями 2019 года.
— Как эти данные могут повлиять на жизнь простого предпринимателя или россиянина, который хочет им стать?
— Доклад ориентирован не только на управленцев, но и на заинтересованных граждан, предпринимателей. Он специально сделан в удобном формате. Это не скучный кирпич монолитного текста, а наглядные цифры, графики и диаграммы, которые понятны как широкой аудитории, так и интересны специалистам.
Например, мы видим, что у нас на 1,5% растет микробизнес, а также доля средних предприятий на 5,7%. Видим положительную динамику по такому показателю, как численность занятых в секторе МСП, — она выросла на 24%, а доход субъектов МСП в 2022 году составил почти 120 трлн рублей, что почти на 40 триллионов рублей больше, чем в 2019 году.
Кроме макроэкономических показателей доклад содержит прикладные разделы: описание мер государственной поддержки, программы, ресурсы. Эта информация будет полезна как для самих предпринимателей, так и для тех, кто только планирует начать свое дело.
Для тех, у кого пока нет бизнеса, представлена, во-первых, информация об образовательных программах и акселераторах, которые помогают пройти путь от желания и первой задумки до конкретной идеи, бизнес-плана и даже первых продаж. Это такие программы, как «Мама-предприниматель» и «Мой бизнес. Первое дело».
Во-вторых, информация об инфраструктуре поддержки, центрах «Мой бизнес», которых уже более 400, 42 центрах кластерного развития, 45 инжиниринговых центрах, 18 центрах народных художественных промыслов, 49 центрах инноваций социальной сферы.
Для уже действующих предпринимателей есть разделы с описанием инструментов поддержки, находящихся в разных ведомствах, даже если они не содержат в названии МСП. Например, по линии Минцифры действуют 6 программ грантовой поддержки бизнеса, и только за 2022 год объем поддержки по ним составил почти 4 млрд рублей. У Фонда содействия инновациям 3 финансовых программы поддержки предприятий. Если говорить про Минтруд России, то, например, количество заключенных социальных контрактов в 2022 году составило 276 тысяч, в том числе на начало собственного дела.
Третье — в докладе обобщены все реестры и релевантные источники получения информации о поддержке МСП. Дополнительно можно для себя найти информацию о программах, которые мы называем «больше, чем деньги», когда предприниматель может заняться самореализацией и присоединиться к волонтерской, общественной, благотворительной деятельности.
— Разобрались с гражданами и предпринимателями, а что он дает как раз вам, управленцам господдержки?
— [Министр экономического развития] Максим Геннадьевич Решетников в своем выступлении сегодня подробно останавливался на этих вопросах. Необходимо повышать клиентоцентричность через межведомственное взаимодействие, унификацию и цифровизацию услуг. Государство должно стандартизировать услуги и меры поддержки для бизнеса так же, как это было сделано с государственными услугами для населения.
В докладе, например, впервые мы обобщили меры поддержки, направленные на МСП и при этом реализуемые различными ведомствами. Наша деятельность мэтчится даже с Министерством культуры, Министерством сельского хозяйства, Минпромторгом и другими. Например, поддержка предпринимателей, осуществляющих мероприятия в сфере дополнительного образования детей и организации их отдыха и оздоровления, действует, например, в Минпросе, и это является, по сути, деятельностью по поддержке социального предпринимательства.
Иногда требования, условия получения, отчетность от разных ведомств для получения поддержки разнятся или даже противоречат друг другу. Могут быть разные комплекты документов.
По некоторым направлениям мы уже начали выстраивание единых бесшовных систем поддержки — например, активно работаем с Минтрудом по формированию единой системы работы с соцконтрактниками, когда инфраструктура поддержки участвует в оценке бизнес-навыков и сопровождении получивших контракт.
Мы будем стремиться к унификации подходов к поддержке и созданию единых межведомственных коридоров на нашей онлайн- и офлайн-инфраструктуре — в Центрах «Мой бизнес» и на Платформе МСП.
Так, мы уже работаем с Фондом культурных инициатив — проводим совместные семинары для предпринимателей, а консультанты центров помогают с подготовкой грантовых заявок, приземляем программы ФСИИ, ФРП и многих других институтов поддержки.
В докладе представлены данные о действующих и уже реализованных программах поддержки. Большой пласт информации и аналитики со времен ковидного 2020 года. Именно тогда были разработаны многие программы льготного кредитования со встречными обязательствами, такие как ФОТ 2.0 (почти 220 тысяч подписанных договоров) и ФОТ 3.0 (42,6 тысячи подписанных договоров). При реализации антиковидных программ мы развили новые управленческие технологии, научились строго таргетировать поддержку. Во многом этот опыт помог нам структурировать систему поддержки в прошлом году, когда российская экономика попала под санкционное давление.
— Что это даст для развития новых программ?
— Это помогает выстроить более конкретную и таргетную стратегию поддержки. Ее направления обсуждались в сентябре на стратегической сессии у председателя Правительства Михаила Владимировича Мишустина по поддержке сектора МСП в 2025-2030 гг. Мы переходим от количественного роста к качественному, но при этом каждой группе предпринимателей будет доступна помощь для перехода на новую ступень.
Так, с теми, кто только подошел к идее создания бизнеса или делает самые первые шаги, работа будет вестись через платформу МСП. Также потенциальные предприниматели могут обратиться в Центры «Мой бизнес», где действует целый комплекс мер государственной поддержки — более 440 тысяч услуг. Будем информировать тех, кто хочет стать предпринимателем, и объяснять доступным языком азы предпринимательства, а также запускать специальные программы.
Для тех, кто работает первые два года, будут предприняты программы по росту выживаемости. Сейчас этот период развития бизнеса является «долиной смерти». Для них мы видим решение — сопровождение компаний специалистами центра «Мой бизнес», то есть постоянный доступ к консультациям, образовательным мероприятиям, акселераторам, выставочно-ярмарочным мероприятиям, инструментам продвижения продукции и другим программам.
Дополнительная концентрация усилий будет на росте производительных и приоритетных отраслей. Президент поставил задачу развивать экономику предложения — это в первую очередь развитие туризма, IT, обрабатывающих производств и других. Это наиболее устойчивые, человекоемкие отрасли, способствующие развитию других сегментов экономики. Наша задача — увеличение доли таких компаний. Для них будут доступны финансовая поддержка, готовые льготные производственные площадки — в рамках нацпроекта МСП 41 парк уже введен в эксплуатацию, а 22 строятся.
Мы видим точки роста и для развития такой категории, как «МСП+», — быстрорастущих компаний, у которых сейчас нет условий, способствующих их дальнейшему росту. Эти компании важны, так как удельный вклад компаний МСП+ в разы больше вклада средних компаний в аналогичных сферах: у них трудятся в 3 раза больше сотрудников, а доходы в 5 раз выше. Решения есть и для растущих компаний: расширение налоговых режимов, программа «выращивания», снижение административной нагрузки, упрощенное получение разрешений.
— Что еще можно найти в докладе?
— Дополнительно есть раскладка по информационным инструментам. Эти наши системы информирования направлены на формирование доверия и раскрытие возможностей. Мы ведем их в понятной форме. Это и карточки, и путеводители, и инструкции. В докладе еще есть большой раздел про партнерские программы и информирование предпринимателей.
Раньше ключевыми поставщиками информации были сайты и каналы отдельных инфопредпринимателей, сейчас наша система информирования — Минэк, «Мой бизнес» и Корпорация — это почти 700 тысяч пользователей в социальных сетях и не менее 25 миллионов посещений сайта.
Теперь за адекватной информацией предприниматели идут к государству. А партнерские программы — это еще одна возможность для развития программ поддержки МСП, только это уже совмещение ресурсов государства и бизнеса.