Примерное время чтения: 11 минут
147

Счётная палата выяснила, что забыли внести в госбюджет

Вот оценка документа, по которому страна будет жить ближайшие три года, главы Счетной палаты РФ Сергея Степашина:

«Весьма отчетливой является социальная направленность бюджета. В условиях значительного бюджетного дефицита существенно увеличены расходы на проведение пенсионной реформы. В результате в течение следующего года пенсии в среднем вырастут более чем на 40% и достигнут уровня в 8 тыс. рублей. Это очень важный шаг не только с точки зрения повышения уровня жизни пожилых людей, но и борьбы с бедностью, а также повышения в какой-то степени внутреннего потребительского спроса.

(В этой связи было бы также целесообразно рассмотреть возможность индексации зарплат военнослужащих и бюджетников).

В условиях сокращения расходов на национальную экономику предприняты меры по повышению их эффективности и усилению инновационной направленности. В общей сумме ассигнований на федеральные целевые программы увеличивается доля расходов на инвестиции и НИОКР (Научно исследовательские и опытно конструкторские работы) при одновременном сокращении расходов на прочие нужды. По сравнению с предыдущим годом предусмотрено увеличение ассигнований на ряд наиболее значимых инновационно-ориентированных программ.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента данный законопроект основывается на консервативном прогнозе базовых макроэкономических показателей.

Особенно важным здесь является неуклонное снижение темпов инфляции. В нашем заключении указан ряд рисков в данной сфере — более высокий рост тарифов на электроэнергию и отмена предельных индексов повышения тарифов на коммунальные услуги для населения. Нужно также учитывать, что в следующем году, в условиях выхода из рецессии и роста внутреннего спроса, сдерживать инфляцию на уровне этого года станет намного труднее».

О банках и кредитах

«На данный момент в рамках реализации антикризисных мер удалось существенно сократить темпы роста цен, что позволило снизить ставку рефинансирования до 10%. Однако, как показывают результаты проверок Счетной палаты, это пока не привело к существенному увеличению объемов кредитования банками экономики и соразмерному снижению ставок по кредитам. Во многом это обусловлено системными причинами — неблагоприятным финансово-экономическим состоянием потенциальных заемщиков, значительными рисками невозврата кредитов, ростом просроченной задолженности.

В связи с этим было бы целесообразно более активно предоставлять государственные гарантии по кредитам, которые и призваны преодолеть кризис доверия между реальным и финансовым секторами экономики. Тем более, что недавно были внесены изменения в нормативную базу с целью упрощения соответствующих процедур для банков. (К сожалению, пока предоставление гарантий не превратилось в систему и имеет разовый, во многом эксклюзивный характер). Я, кстати, готов привести один простой пример: новейший, самый современный и лучший в мире стан "5000" (производственный цех на Магнитогорском металлургическом комбинате. — Ред.) был профинансирован даже в условиях кризиса "Сбербанком" под ставку 14%, и мы построили это великолепное предприятие. И на инфляцию это не повлияло».

У иностранцев не занимать

«Снижение объемов кредитования реального сектора обусловлено также дефицитом так называемых "длинных денег", главным источником которых до недавнего времени были внешние заимствования российских банков и предприятий.

В своем Заключении мы отмечаем необходимость внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты с целью обеспечения государственного контроля над внешними заимствованиями организаций с государственным участием. Помните, год назад мы говорили о том, что госкорпорации и различные организации назанимали долгов почти на 500 млрд долл. Расплачиваться же пришлось нам с вами, налогоплательщикам. Этого больше допустить мы не имеем права.

Соответственно, необходимо развивать альтернативные, внутренние источники долгосрочного кредитования экономики. Для решения этой задачи было бы целесообразно ускорить принятие нормативных актов, регулирующих предоставление государственных гарантий для облигаций, выпускаемых для финансирования инфраструктурных проектов на принципах государственно-частного партнерства. При этом можно было бы предусмотреть возможность привлечения к финансированию этих проектов пенсионных сбережений».

Спасение автопрома запоздало на 10 лет

«В условиях выхода из рецессии бюджетная система становится важнейшим источником стимулирования внутреннего спроса. В связи с этим в законопроекте предусмотрено выделение дополнительных средств на увеличение спроса на отечественные автомобили.

Счетная палата держит в поле своего внимания ситуацию в российском автомобилестроении. В июле были подведены итоги проверки на "Ижавто", а в конце ноября будут завершены контрольные мероприятия на "АвтоВАЗе". В связи с этим хотел бы отметить, что антикризисная поддержка автомобилестроительных предприятий должна проводиться на основе комплексного подхода, с учетом необходимости повышения конкурентоспособности и технического перевооружения всей отрасли в целом. Кстати, этот вопрос, по-моему, перезрел уже на 10 лет».

Где дешёвое жильё?

«Другим важнейшим приоритетом при реализации антикризисных мер является жилищное строительство, что одновременно позволяет ускорить решение жилищной проблемы для многих наших граждан. В тоже время, при реализации соответствующей ФЦП целесообразно внести некоторые коррективы. Проверки Счетной палаты показывают, что в ряде регионов застройщики отказываются реализовать квартиры по государственному заказу по утвержденной стоимости в 30 тыс. рублей за кв. метр. Для решения этой проблемы было бы целесообразно разрешить субъектам Федерации софинансировать строительство жилья из своих бюджетов или привлекать сторонних инвесторов».

Поторопим инновацию?

«Залогом успешности антикризисных мер является обеспечение ритмичности их финансирования из федерального бюджета. В связи с этим хотел бы обратить внимание на такую традиционную проблему как "проволочки" с принятием нормативно-правовой базы, необходимой для обеспечения бюджетного процесса. Достаточно сказать, что пока еще не принято 8 нормативных актов, необходимых для исполнения бюджета текущего года. Для своевременной реализации рассматриваемого законопроекта до конца года нужно будет принять 54 акта.

В последнее время и Президент, и Председатель Правительства обращают внимание на необходимость активизации усилий по переводу экономики на инновационные рельсы. Кризис должен стать мощнейшим стимулом для обновления промышленного и технологического потенциала России. Счетная палата по итогам финансово-экономического совещания, в котором приняли участие представители экспертного сообщества и предпринимательских объединений, разработала ряд рекомендаций в данной сфере, которые я направил в парламент, а недавно имел возможность лично доложить Президенту.

В частности было бы целесообразно ускорить разработку и принятие необходимых законодательных актов, которые увеличили бы спрос российской экономики на инновации. Например, программа энергосбережения могла бы стать составной частью программы антикризисных мер. Необходимо обеспечить гарантированный государственный спрос на инновационную продукцию, обеспечить доступ инновационных предприятий к льготным кредитным ресурсам, предусмотреть возможность частичного возмещения государством затрат на реализацию наиболее перспективных проектов. Вчера, кстати, этот вопрос я обсуждал в Новосибирском отделении РАН, и большинство академиков поддержали эти наши предложения.

В этот процесс должны внести свой существенный вклад и государственные корпорации, которые создавались прежде всего как институты развития. В тоже время их деятельность должна быть в большей степени скоординирована с реализацией соответствующих ФЦП, а взаимоотношения с бюджетной системой стать более прозрачными. Внесение бюджетных ресурсов в уставные капиталы госкорпораций, а затем возвращение неиспользованных остатков в бюджет создают встречные финансовые потоки, затрудняют оценку эффективности деятельности этих корпораций».

Казна заработает на алкоголе

«В условиях беспрецедентного за последнее десятилетие дефицита бюджета на первый план выходит укрепление доходной базы бюджета. Большую роль здесь могло бы сыграть дальнейшее совершенствование налогового законодательства. Например, пока не приняты предусмотренные Бюджетным посланием Президента поправки в Налоговый кодекс в части, касающейся контроля за трансфертным ценообразованием. Между тем, как показывают проверки Счетной палаты, механизм трансферного ценообразования не редко используется для вывода из под налогообложения весьма значительных сумм.

Дополнительным источником доходов для бюджетной системы могла бы стать легализация производства и оборота алкогольной продукции. Вы знаете, что сейчас прорабатывается ряд достаточно серьезных мер в данной сфере Правительством России, которые в частности предполагают перенесение центра тяжести налогообложения с алкогольной продукции на производство и оборот спирта.

В последнее время активно обсуждается возможность обеспечения дополнительных доходов бюджета за счет приватизации. Сумма также названа — 70 млрд рублей. В связи с этим хотел бы обратить внимание, что в законопроект пока соответствующие изменения не внесены. А как показывает печальный опыт 90-х годов, недостаточная прозрачность в сфере приватизации создает предпосылки для весьма существенных нарушений. В связи с этим в Счетной палате сформирована отдельная инспекция по контролю в данной сфере.

Для укрепления доходной базы бюджета в среднесрочной перспективе было бы также целесообразно разработать комплекс мер, направленных на перенос центра тяжести налогообложения с производства на имущество, диверсификацию источников доходов, ослабление их зависимости от сырьевого сектора экономики».

Мы должны знать, на что тратим

«Другим приоритетным направлением бюджетной политики является оптимизация бюджетных расходов за счет повышения их эффективности и прозрачности. К сожалению, не первый год на данном направлении остается еще много резервов. В этой связи хотел бы еще раз обратить внимание депутатов и правительства на необходимость скорейшего внесения изменений в 94 ФЗ о государственных закупках. Два года мы об этом говорим — толку никакого. И если до конца года мы не примем в него поправки, все эти вороватые фирмы, которые выигрывают неизвестно как конкурсы, так и будут мешать нашей экономике.

Пока еще не в полной мере реализуются принципы бюджетирования, ориентированного на результат. Проведенный анализ докладов субъектов бюджетного планирования показывает, что система показателей в ряде случаев не сбалансирована, поставленные цели и задачи не в полной мере отражают функциональную специфику соответствующих ведомств, а динамика планируемых результатов ниже темпов роста соответствующих затрат.

В сфере межбюджетных отношений одним из основных факторов риска является значительное сокращение объема средств, направляемых на софинансирование инвестиционных проектов в регионах. Так, практически прекращается субсидирование развития региональных автомобильных дорог. Ну никуда это не годится. США и вся Европа строят дороги, а мы сокращаем финансирование. В прошлом году, вы знаете, когда мы рассматривали бюджет, В. Путин сам поправил эту ситуацию, но, видимо, придется ещё раз к нему обращаться.

Даже с учетом дополнительно выделяемых бюджетных кредитов, общий объем федеральной финансовой помощи региональному дорожному хозяйству будет в 1,8 раза меньше показателей, изначально предусмотренных в соответствующей ФЦП. С учетом этого во втором чтении было бы целесообразно рассмотреть возможность дополнительной финансовой поддержки дорожного строительства именно в регионах».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах