В своих расчетах они исходили из того, что начиная с 1999 года ежегодный прирост потока зарубежных гостей составлял около 10-12 процентов. Однако впервые в 2008 году по сравнению с 2007 годом количество туристов выросло всего на два процента и достигло лишь 4 миллионов 100 тысяч. В результате городской бюджет недосчитался как минимум 300 миллионов долларов.
- Удивляться этому не стоит, ибо первое, что урезают в семьях, - это затраты на отдых, - считает Григорий Антюфеев. - Отдых в Москве обходится иностранцу в среднем тысячу долларов США. Сумма не маленькая, учитывая, что и за рубежом растет число потерявших работу. Поэтому надо быть готовыми к продолжению спада туристического потока. И если к 2010 году прирост останется в рамках тех же двух процентов, то город недополучит еще более миллиарда долларов.
Несмотря на эти пессимистичные расчеты, урезать программу строительства гостиниц город пока не намерен. По данным комитета по туризму Москвы, на 1 января 2009 года в столице было 247 отелей общей вместимостью более 80 тысяч мест. Наибольшую долю, почти 70 процентов, в структуре номерного фонда занимают гостиницы категории «три звезды», еще недавно бывшие большим дефицитом в городе. Проектом генеральной схемы размещения гостиниц в городе Москве до 2015 года в ближайшие шесть лет планируется построить еще 302 гостиницы.
В этом году должны принять первых гостей 32 новые гостиницы на 7094 места. Среди них и заново отстроенный отель «Москва».
Кстати, если прогнозы оправдаются, то Москва перестанет быть самым богатым городом мира. Сейчас она лидирует по объему инвестиций, которые составляют 60 млрд. долларов в год. На второлм месте идет Нью-Йорк, отставая всего на миллиард.
Кризис не обошел стороной не только гостиничный рынок обеих столиц, но и других российских городов. Если с начала прошлого года рынок стабильно рос по всем показателям, то, по данным директора департамента оценки и консалтинга компании Colliers International Полины Кондратенко, с октября 2008 года показатель загрузки по сравнению с октябрем 2007 года снизился в среднем на 5 пунктов. Эта тенденция продолжилась также в ноябре и декабре 2008 года.
Темпы роста продаж также упали. В результате среднегодовой показатель RevPar (доход на номер, рассчитанный с учетом загрузки и средней цены продажи номеров) хотя и вырос, но всего на 13% (против прогнозируемых 17%), и то лишь за счет первых трех кварталов. В целом же, по подсчетам экспертов, гостиничный рынок столицы в четвертом квартале 2008 года показал рекордное падение спроса и доходности. По сравнению с декабрем 2007 года загрузка номеров снизилась на 14%.
Снижение спроса на гостиничные номера вылилось в снижение цен. По данным компании John Lang Lasalle (JLL), в ноябре прошлого года показатель ADR (средняя цена номера) впервые упал - на 4,5% в рублях и на 18% в долларах. А поскольку спрос снижается неравномерно и темпы его снижения зависят и от региона и от класса гостиниц, то и цены на гостиницы в разных регионах снижаются разными темпами.
В Москве, например, по наблюдениям вице-президента и исполнительного директора Российской гостиничной ассоциации Геннадия Ламшина, больше всего пострадали от кризиса гостиницы уровня 4-5 звезд. По данным Le Royal Meridien National Hotel, загрузка в пятизвездочном гостиничном сегменте снизилась в среднем на 20% по сравнению с показателями прошлого года. Повлиял кризис и на банкетные услуги гостиниц, спрос на них упал на 30-40%.
Средний сегмент гостиничного хозяйства, по наблюдениям Геннадия Ламшина, меньше всего пострадал от кризиса. Хотя, если рассматривать ситуацию детально, распределение спроса в этом сегменте неравномерно: так, например, в крупных гостиницах - таких как столичная "Измайловская", клиентов поубавилось, а в небольших отелях спрос остался на прошлогоднем уровне (например, в январе заполняемость составила 65%, что является хорошим показателем). Отчасти это объясняется перетеканием клиентов в гостиницы более низкой категории.
В других российских городах картина несколько иная. В Санкт-Петербурге в отличие от Москвы в гостиницах останавливаются в основном туристы, а не бизнесмены, поэтому снижение заполняемости идет параллельно с общим снижением турпотока. По оценкам Российской гостиничной ассоциации, заполняемость гостиниц в Северной столице снизилась на 10-20%, причем во всех сегментах. Похожая картина и в курортных гостиницах Краснодарского края.
Хуже всего, отмечает Геннадий Ламшин, ситуация в городах, где весь бизнес крутится вокруг градообразующих предприятий - например, в Набережных Челнах или Тольятти. Гостиницы в этих городах заполнялись исключительно бизнес-туристами, а после того, как на градообразующих предприятиях произошло снижение объемов производства и жизнь практически замерла, упал спрос и на гостиницы, причем почти на 40%: командировочных теперь здесь днем с огнем не найдешь.