А главное, уверены ли власти, что всё задуманное удастся осуществить, если уже сейчас поговаривают о «заморозке» некоторых крупных проектов и на следующий год бюджет ждут значительные сокращения?
Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин считает, что «если реализация некоторых долгосрочных проектов и притормозится, никому страшно не будет». Правда, на сегодняшний день ни один крупный инвестор в городе не заявил о приостановке работ на уже строящихся объектах. Это раньше власти уговаривали бизнесменов инвестировать, а теперь город может позволить себе выбирать, кого и с каким проектом пускать в столицу. Что же касается бюджета, то его сокращение на 10%, или на 200 млрд. руб. в следующем году, по мнению главы бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игоря Антонова, не затронет социальные расходы. Только резко уменьшит инвестиции в некоторые проекты, но в основном в те, что реализуются за пределами города. Так что на сегодняшний день, несмотря на кризис, существует большая вероятность того, что глобальные идеи, запечатлённые в Генплане развития Москвы до 2025 г., будут реализованы. Посмотрим, что именно нам обещано.
4,5 тыс. долл. на нос?
Совсем недавно власти выступили с сенсационным заявлением: к 2025 г. чиновники хотят довести среднюю зарплату в городе до 4,5 тыс. долл. Правда, как именно это будет сделано, не рассказали. Конечно, тем, кто говорит об этом сегодня, совершенно очевидно не придётся исполнять обещанное. Придётся рассчитывать на честность их последователей и до светлого будущего получать 30 тыс. руб. Такова средняя зарплата по Москве в настоящее время.
90 млн. м2 за 17 лет
НУЖНО строить по 7 млн. м2 в год, чтобы к 2025 г. москвичи не жили под гнётом квартирного вопроса, полагает глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин. Тогда на каждого жителя города будет приходиться не по 21,4 м2, а… немного больше. Хотя до 50-70 м2 на человека, как в европейских столицах, нам ещё далеко. Что же для этого нужно? Всего лишь возвести в столице 90 млн. м2 жилья за ближайшие 17 лет. Самый масштабный проект - «Новое кольцо Москвы», включающий строительство 200 небоскрёбов. «Высотное строительство в мегаполисах неизбежно - земля дорогая и её становится всё меньше, города начинают расти вверх, - считает директор Центра современной архитектуры Ирина Коробьина.
- Как говорит профессор Асебильо, один из ведущих градостроителей Европы, строительство «вертикали» - своего рода акупунктура, которая может очень позитивно влиять на городское развитие, главное - не попасть в глаз. Высотки, думаю, уместны в срединной зоне города, но не в историческом центре. По утверждению авторов Генплана, есть желающие жить и работать в таких домах, и есть многочисленные инвесторы и девелоперы, готовые их строить. Проблема, на мой взгляд, не в экономике, а в нашей неготовности строить и эксплуатировать высотки с обеспечением всех гарантий безопасности. Я бы сказала, что кризис нам послан во благо. Надеюсь, что идея высотного строительства отодвинется в отдалённое будущее и у нас будет время подготовиться к нему».
Пешком до сада
Кстати, темпы жилищного строительства в Москве обогнали прежний Генплан на целых 10 лет. Но социальных объектов москвичи при этом недосчитались. Новые детские сады, школы, поликлиники и спортивные центры обещают возводить с таким расчётом, чтобы идти до них было 15-20 минут пешком. Кроме того, они строятся по современным проектам с бассейнами, зимними верандами и большими игровыми комнатами. Конечно, до 2025 г. далеко и сегодняшние дети успеют вырасти и даже поступить в вузы, но так и не дождаться садиков недалеко от дома. На этот упрёк власти отвечают обещанием ввести до 2013 г. 600 детских садов и 180 школ. Всего же через 17 лет число образовательных учреждений должно вырасти в 3 раза, поликлиник и больниц - в 2,5 раза, а порткомплексов - в 5,5 раза.
Москвичи как европейцы?
ГДЕ покупать продукты и всё необходимое для дома? На этот вопрос каждая столичная семья отвечает по-своему. Кто-то предпочитает рынки, кто-то - небольшие магазины, а кому-то приятно ездить раз в неделю в гипермаркет. Какие формы торговли останутся к 2025 г.? Что касается ларьков и палаток, то от них, как и от «лишних» рынков, москвичей избавят примерно к 2010 г. «Магазины шаговой доступности, конечно, останутся, как останутся и магазины среднего размера, - уверен глава столичного Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков. - Между прочим, мы уже вышли на среднеевропейский уровень обеспечения площадями - на 1 тыс. жителей приходится почти 8 тыс.м2. Но пока есть микрорайоны, где магазинов очень много и покупателей там надо искать с помощью бинокля. А есть районы, где площадей недостаточно. И это дело властей - обеспечить жителей необходимым количеством магазинов».
Скорость движения возрастёт
ЕСЛИ властям удастся воплотить в жизнь одобренную программу развития транспортного комплекса Московского региона, то столица и область уже к 2015 г. будут завязаны в единый дорожный узел. Так, по словам руководителя федерального Министерства транспорта Игоря Левитина, в рамках этого проекта планируется построить 685 км платных автомагистралей и скоростных дорог, реконструировать 861 км уже существующих трасс федерального значения, а также отремонтировать 29 путепроводов на пересечениях шоссе с железнодорожными путями. Авторы программы уверены, что эти меры позволят увеличить среднюю скорость движения по городу
на 15%.
Всего же к 2025 г. в Москве должно быть построено около 2 тыс. километров автомобильных дорог и общая длина магистралей достигнет 3,3 тыс. км. Кроме того, к этому времени откроется восьмиполосное Четвёртое транспортное кольцо. Завершится строительство «большой Ленинградки» с бессветофорным движением от Манежной площади до МКАД. Также должны появиться автомагистрали над железнодорожными путями всех вылетных направлений. А дублёру Кутузовского проспекта достанется больше всех - над полотном железной дороги построят целый жилой микрорайон.
Трамваи станут скоростными
Основной акцент в генплане города до 2025 г. сделан на развитие общественного транспорта и транспортно-пересадочных узлов. Во всех округах Москвы планируется построить 12 линий скоростного трамвая, общая длина которых составит 220 километров. Все они будут отделены от проезжей части, а в некоторых местах пройдут по эстакадам. Первые трамвайные линии планируют возвести в ближайшие 5 лет в наиболее проблемных округах - Восточном и Юго-Восточном. Одна ветка пройдёт от станции метро «Площадь Ильича» вдоль шоссе Энтузиастов до района Ивановское и далее до Новокосина. Вторую проведут от Кожухова до Текстильщиков.
Автобусы и троллейбусы в будущем также будут иметь приоритет перед автомобильным транспортом. Для этого им выделят специальные полосы. Московская окружная железная дорога станет пассажирской: около 270 млн. человек в год будут пользоваться её услугами. Предусматривается организация 7 пересадочных пунктов на радиальные железнодорожные линии и 11 - на линии метро. Всего запланировано строительство 365 км дополнительных путей на радиальных направлениях и 88 км на Малом кольце. При этом будут реконструированы 11 пассажирских и технических станций. городские вокзалы переделают в современные многофункциональные комплексы по обслуживанию пассажиров и транспортно-пересадочные терминалы. При этом здания вокзалов, созданные по проектам известных архитекторов К. Тона, А. Щусева, Ф. Шехтеля, будут сохранены.
Кроме привычных видов транспорта власти собираются развивать и водный транспорт внутригородского сообщения. Планируется реконструкция и модернизация 18 гидроузлов Канала им. Москвы.
А протяжённость линий московского метро до 2025 г. увеличится в 1,5 раза (с 300 до 450 км). По словам начальника транспортного отдела Института Генплана Москвы Михаила Крестмейна, «это будет не продолжение существующих веток, а новые альтернативные линии, которые должны будут проходить параллельно нынешним и идти в новые, ещё не освоенные районы».
Георгий АЛЕКСАНДРОВ,
Екатерина БЫЧКОВА,
Ольга КОРОБИЦЫНА,
Елена СЕМЁНОВА