Российское правительство поддержало инициативу Минфина об обнулении накопительной части пенсии граждан. За счет этих мер власти рассчитывают сэкономить около 350 млрд бюджетных рублей (102 млрд рублей в 2014 году, 115 млрд – в 2015-м, 132 млрд рублей – в 2016 году – ред.). Принято решение делать не 4–2%, а 6–0%. То есть или ты принимаешь решение 6% в накопительную, или ты принимаешь решение 0% в накопительную», – заявила накануне замминистра финансов Татьяна Нестеренко. Соответствующие изменения будут внесены в проект закона о бюджете на 2014-2016 годы.
Эксперты признают, что россияне недостаточно информированы в вопросах своей будущей пенсии, и считают, что государству необходимо проводить «разъяснительную работу» с гражданами, однако, власти объяснять нюансы пенсионной системы не торопятся, и в результате любые инициативы, касающиеся пенсионного вопроса, общество воспринимает болезненно. Чтобы пролить свет на предложение Минфина об обнулении накопительной части пенсии, АиФ.ru пообщался со сторонником и противником этой инициативы.
Читайте также: Россиянам разрешат каждые 5 лет выбирать тариф накопительной части пенсии >>
Мнение «за»
Рязанский Валерий, Член Высшего совета «Единой России», координатор Партии по работе с пенсионерами и ветеранами, председатель комитета Совета Федерации по социальной политике
« Это решение я поддерживаю по одной простой причине: оно было инициативой депутатов фракции «Единая Россия», и ваш покорный слуга был участником обсуждения этих тем, когда еще летом в рамках обсуждения предложенной модели пенсионной формулы, депутатская фракция выставила несколько принципиальных вопросов на обсуждение.
То, что правительство согласилось с этими доводами, для нас это хороший повод порадоваться, что в ходе дискуссий и споров рождается истина и рождается такой компромиссный подход со стороны депутатов, специалистов, экспертов, и, естественно, правительства.
Решение такое, безусловно, поддерживаю – какой смысл у «молчунов», у тех кто не определился со своей будущей пенсией, изымать два процента в накопительный компонент – это только баловать негосударственную пенсионную систему. Мне кажется, тут четко определяется позиция – молчун все свои средства отправляет в солидарную систему через работодателя, то есть надеется на трудовую, страховую часть пенсии. Тот, кто решил все-таки поработать со своим накопительным компонентом, он может поступить либо надеясь на государственную управляющую компанию, на Внешэкономбанк, и пишет заявление туда, там риски меньше, но и меньше будет процентов. Или же обращается в негосударственную компанию, где рисков больше, но вполне может быть более эффективный результат.
Сама статистика подтверждает, что за последние несколько месяцев число людей, которые приняли решение передать свои средства из государственной системы в негосударственную, увеличилось – почти на 3 млн человек. Это говорит о том, что срок для определения, который был установлен до конца этого года – он подтолкнул людей к некоей определенности. Так что сегодня соотношение между теми, кто активно занимается своими накоплениями – это приблизительно 20-23, до конца года может подрасти до 25 млн человек, оставшиеся 45 миллионов – это те, кто трудятся, кто занимает пассивную позицию, они «молчуны».
Какой компонент выгоднее – страховой или накопительный, советов давать нельзя, поскольку каждый гражданин должен принять решение самостоятельно. На мой взгляд, то, что накопительный компонент был оставлен в пенсионной системе, это, наверное, правильно, это, что называется, вводит некую культуру пенсионных накоплений и вообще отношение к своей будущей пенсии».
Мнение «против»
Михаил Делягин, доктор экономических наук, директор Института проблем глобализации:
«Идею об обнулении накопительной части пенсии категорически не поддерживаю, считаю, что это возвращение к тому плохому, что было в Советском союзе и что усугубилось после краха СССР, – к уравнительной пенсии. Смысл в том, что накопительная пенсия – это хорошая идея, но сразу возникает вопрос – куда ее вкладывать?
Когда у нас проводили пенсионную реформу, все думали о финансовых спекулянтах и накопительные взносы отправили на фондовый рынок (доходность по накопительному компоненту обеспечивается за счет инвестирования денег в рыночные инструменты – ред.), то есть отправили в русскую рулетку, в сектор, который падает раз в несколько лет. То есть до моего выхода на пенсию накопительные деньги гарантированно обесценятся раза в три, поэтому это контрпродуктивно.
Россия находится в уникальном положении – мы имеем гарантированную доходность. Модернизация ЖКХ в крупных, средних городах дает гарантированную прибыль лет на 15. Вложение средств в модернизацию ЖКХ – это решение пенсионной проблемы всего нашего поколения и решения проблемы уровня жизни в нашей стране, но при таком раскладе ни копейки не достанется финансовым спекулянтам с одной стороны, и с другой стороны придется побороть коррупцию, криминал монополий в коммунальной сфере, а это сложно, а во-вторых, тогда некому будет платить взятки.
У Пенсионного фонда России проблемы безумные, но экономить на людях это значительно хуже, чем экономить на спичках. Во-первых, не получится, а во-вторых, подло. Сбор средств в ПФР организован чудовищным образом – чем вы богаче, тем меньше вы платите. Причем для основной массы населения обязательные взносы запредельно высокие, поэтому система превращается в исключительную привилегию имущих. Этот омерзительный классовый характер делает ее несправедливой и неэффективной и ведет к тому, что у нас падает собираемость доходов, в том числе в пенсионный фонд и никакая перекройка пенсионной формулы с этим не справится, потому что с каждым годом собираемость снижается.
* Пенсия гражданина России состоит из двух частей – накопительной и страховой. Каждый месяц работодатель перечисляет накопительный компонент в 6% от зарплаты своего сотрудника в фонд Внешэкономбанка (ВЭБ) или негосударственный пенсионный фонд (НПФ). От страховой части накопительная отличается тем, что деньги, поступившие в ВЭБ или в НПФ, направляются не на выплату нынешним пенсионерам, а накапливаются для того, чтобы впоследствии быть выплаченными работнику после завершения трудовой деятельности. ВЭБ и негосударственные пенсионные фонды обеспечивают доходность по накопительному компоненту за счет вложения средств своих клиентов в фондовые инструменты.