Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, д. э. н.
Наши соседи уже готовятся к разработке лакомого куска (называть его «кусочком» не поворачивается язык): он не только принесёт им много денег, но и поможет снизить экспорт конкурента, то есть нашего «Газпрома». А нас эта история заставляет поразмышлять: и о подготовке внешнеполитических решений, и о нашем технологическом отставании, и о мотивации российского государства и бизнеса.
Отложенный несмотря на уже понесённые затраты проект по разработке Штокмановского месторождения в том же Баренцевом море показал: у России нет технологий добычи нефти и газа (и, похоже, геологоразведки) на шельфе. Более того: не прилагается видимых усилий для их разработки. Норвежцы-то быстро выяснили, что именно мы им отдали, и уже начинают освоение «подарка». А мы не могли осваивать его, пока он был нашим, и не знаем точно, есть ли нефть и газ на соседних участках, которые ещё остаются под юрисдикцией России.
Наша бюрократия, которая с конца 1990-х сетует по поводу провала геологоразведки, так и не уделяет ей должного внимания. Олигархи заняты тем, что выклянчивают себе очередные налоговые льготы и административные послабления и выстраивают офшорные схемы, мечтая о том, как бы превратить всю Россию в налоговый рай для сверхбогатых. Они не прочь посочувствовать проблемам геологоразведки, но сами за редким исключением предпочитают по-хищнически неэффективно, старыми технологиями выкачивать нефть из месторождений, открытых ещё при советской власти.
Крепнет ощущение, что правящая офшорная аристократия не связывает с Россией будущего своих детей, поэтому намерена не развивать, а «распилить» её: выжать, как лимон в коньяк, и выкинуть на помойку истории, улетев в свои дворцы в респектабельных странах. До той же Норвегии включительно.