Прогнозы
По итогам минувшей недели оптовые цены на бензин и нефтепродукты в России поднялись на 1% (данные информационно-аналитического центра «Кортес»). И вслед за этим пошли в рост цены на АЗС. Нам остаётся только гадать: на какой отметке они остановятся?
Хотя можно и не гадать, а обратить внимание на прогнозы экспертов Российского топливного союза (РТС). Они считают, что в среднем литр бензина может подорожать на 2-2,5 рубля. Почему?
«Сезонность, - отвечают в РТС. - Со второй половины августа граждане возвращаются из отпусков, в активную фазу вступает уборочная страда. Соответственно, и потребление бензина увеличивается. А возросший спрос толкает цены вверх».
Действительно, желтеющая листва уже стала верной приметой повышения цен на топливо.
Правда, Андрей ПОЛИЩУК, аналитик по нефти и газу «Райффайзен Банка», отмечает, что в нынешнем году процесс начался значительно раньше:
- Уже в течение лета многие компании время от времени «переписывали» ценники в сторону повышения.
Эксперты РТС объясняют это ещё одним фактором - дорожающей нефтью. Если в начале июля баррель «чёрного золота» марки Brent стоил менее 90 долларов, то к середине августа его цена перевалила за 118 долларов.
Сдерживающий фактор
Это правило подтверждается одним исключением. Андрей Полищук обращает внимание на то, что «Роснефть» в отличие от конкурентов всё лето «держала цены на одном уровне, копейка в копейку». И даже сейчас, когда цены поднялись, на заправках компании они остаются ниже, чем у конкурентов. А поскольку компания - самая крупная на внутрироссийском рынке, то такое её поведение является серьёзным сдерживающим цены фактором.
С ним согласны и автомобилисты-одиночки, и крупные коллективные потребители топлива в лице сельхозпроизводителей, которые знают, что «дружить» с этой компанией всегда дешевле.
В Томске, к примеру, цены на АЗС «Роснефти» не повышались почти год. Слегка поднялись лишь недавно, но всё равно остаются значительно ниже, чем у конкурентов, - на рубль и более. Разница в ценах «Роснефти» и независимых операторов в Красноярском, Хабаровском краях, Еврейской АО составляет 2 рубля и больше.
В Москве картина примерно такая же: цены по сравнению с другими НК ниже на 1 рубль, а по сравнению с независимыми операторами - на 2.
Кроме того, уже на протяжении 10 лет в периоды полевых работ компания поставляет топливо на село по льготным ценам, что даёт возможность сельхозпроизводителям выживать в условиях рынка, а нам всем - избегать стрессов при виде продуктовых ценников.
Разумная эффективность
В самой «Роснефти» о видах на осень говорят достаточно обобщённо: «Действуя в рамках, заданных рынком, мы не будем превышать аналогичные действия конкурентов».
Однако тем самым выражают свой принцип: действуя в рамках рынка (который, возможно, и заставит скорректировать цены), поставлять потребителям качественное топливо по разумной цене. Именно поэтому представители компании неоднократно подчёркивали, что «ориентируются на возможности потребителей в каждом регионе».
В то время как конкуренты то и дело «переписывают» ценники, неустанно жалуясь на низкую рентабельность или вовсе на то, что работают в убыток, эта компания со своими разумными ценами является крупнейшим налогоплательщиком в бюджет страны.
При этом уровень зарплат работников АЗС компании вдвое выше, чем в среднем у коллег по бизнесу. Значит, можно и с разносторонней социальной нагрузкой получать хорошую прибыль?