aif.ru counter
186

Никита Кричевский: Живём в убыток

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. Рухнет ли рубль «ниже плинтуса»? 28/09/2011

Для начала приведём несколько мало что значащих для простого обывателя цифр из бюджета следующего года. Его доходы составят 11 трлн 789 млрд рублей, расходы — 12 трлн 658 млрд. Чувствуете разницу? Но это ещё что: нефтегазовые доходы в условиях будущего законодательства составят 4 трлн 390 рублей, а в нынешнем году было 5 трлн 228 млрд рублей. Куда же делись 838 млрд нефтяных рубликов?

О дефиците бюджета. В этом году он был запланирован в сумме 719 млрд рублей, но сейчас министр финансов А. Кудрин обещает нам закончить год и вовсе без убытка. Но в 2012 г. дефицит планируется уже в объёме 869,2 млрд рублей. В последующие два года недостаток в казне будет и того больше. Для примера: в 2013 г. он составит 1 трлн 005 млрд рублей.

Мало кто из нас знает, что в этом году на каждого россиянина приходится по 46 тыс. рублей государственного долга. В абсолютных цифрах это 6,6 трлн рублей. Открою вам страшную тайну: Основные направления долговой политики России на 2012-2014 гг. ориентированы таким образом, что в следующем году госдолг в пересчёте на конкретного россиянина будет стоить 56 тыс. рублей (8 трлн рублей), в 2014 г. за каждым из нас будет числиться уже по 84 тыс. рублей (12 трлн рублей).

Для чего правительство увеличивает объём долга почти в два раза за три года? Может, нас ожидают какие-то модернизационные прорывы или планируется программа в индустриальном секторе? Вы не поверите — никакого конкретного плана использования заимствований у правительства нет. Просто если цена на нефть будет ниже ожидаемой, тогда и примемся «стрелять до получки». Импотенция, одним словом. Всё, что займём, — съедим, а там хоть хрен, хоть морковка.

Призвать к порядку

Итак, какие же меры позволят справиться с бюджетным дефицитом? Вот что обещает Проект Основных направлений налоговой политики РФ на 2012-й и последующие два года: «Внесение изменений в законодательство о налогах и сборах планируется по следующим направлениям: налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала; мониторинг эффективности налоговых льгот; акцизное налогообложение; совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями; налог на прибыль организаций (? — Н. К.); налогообложение природных ресурсов; совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов; введение налога на недвижимость; налоговое администрирование». Вы что-нибудь поняли в этой абракадабре? И неудивительно, что нет: чиновник для чиновника писал. А теперь предложим «народные» меры, которые позволили бы наладить бюджетную дисциплину.

1. Усиление борьбы с теневым сектором. По данным Росстата, доля ненаблюдаемой прямыми статистическими методами экономики РФ в процентах к ВВП увеличилась в 2009 году до 16%. Эту цифру можно смело умножать на 3, как это делают специалисты Всемирного банка и Дойчебанка. 10% в год снижения «серости» — для нас вполне посильная задача.

2. Встречные проверки (т. е. дополнительный сбор информации о деятельности налогоплательщика от третьих лиц. — Ред.). По данным Банка России, из более чем 2 млн коммерческих организаций около 249 тыс. (12%) показали в 2010 году «нулевые налоговые платежи», при этом около 66 тыс. из них имели оборот более 1 млн рублей, у шести организаций-неплательщиков годовой оборот был более 10 млрд рублей, а у 123 тысяч коммерческих организаций доля налоговых платежей составила менее 0,1% от платёжного оборота.

3. Запрет на возмещение НДС (налога на добавленную стоимость) компаниям, вывозящим за границу сырьё и продукцию его первичной переработки. В 2010 г. государство вернуло бизнесу НДС в размере 1 трлн 185 млрд рублей, из них, по данным Федеральной таможенной службы, 74% получили торговцы нефтью, нефтепродуктами, газом, рудой, лесом, чёрными и цветными металлами.

4. Полный запрет на использование офшоров в крупных российских компаниях с годовыми активами от 100 млн руб.

5. Непредоставление налоговой отчётности классифицировать как халатность (ст. 293 УК РФ).

6. Комплексная проверка всех существующих налоговых и страховых льгот.

7. Ревизия деятельности Росимущества с целью выяснить, почему госсобственность приносит столь малые дивиденды.

Только услышат ли наш голос «наверху»?..

Смотрите также:

Оставить комментарий (30)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы