Вызов Кремлю
Ещё несколько лет назад Сити, он же Московский международный деловой центр (ММДЦ), был самым дорогим (во всех смыслах) и любимым детищем тогдашнего градоначальника Юрия Лужкова. А стартовал этот проект ещё на заре российского капитализма, в 1992 г. На месте бывших каменоломен на участке в 60 га должен был взметнуться ввысь суперсовременный, из стекла и бетона, город в городе, которому позавидовали бы многие иностранные бизнес-кварталы.
В Москва-Сити было намечено строительство комплекса административных зданий правительства Москвы и Мосгордумы. А ещё — Дворец бракосочетания, рестораны и подземные автостоянки... В «Центральном ядре» Сити должен находиться торгово-развлекательный центр, накрытый стеклянным куполом. Зал будет иметь трансформируемую сценическую часть, раскрываемую в случае необходимости. Комплекс собираются связать со скоростной транспортной системой, аэропортами «Шереметьево» и «Внуково». Объём инвестиций только в «Центральное ядро» оценивают в 300 млн долл. США.
Семейный бизнес
Поучаствовать в амбициозном строительном проекте наряду с Михаилом Прохоровым и Олегом Дерипаской, Шалвой Чигиринским и Сергеем Полонским в своё время захотели многие крупные бизнесмены. А не так давно выяснилось, что половина башни «Империя Тауэр» в Москва-Сити и половина ОАО «Сити», управляющего деловым центром, принадлежат кипрскому офшору Valtania Holdings. Газета «Ведомости» утверждала, что название офшора сложено из слов «Валя» и «Таня» и имеет прямое отношение к Валентину и Татьяне Юмашевым — зятю и дочери первого президента России Б. Ельцина.
В
У многих, естественно, возник вопрос: каким образом бывшие кремлёвские чиновники стали удачливыми бизнесменами? Ещё недавно супруги Юмашевы утверждали, что денег им хватает лишь на повседневную жизнь. «У меня зарплата как у директора благотворительного фонда Ельцина 10 тыс. руб., — писала Т. Юмашева в феврале 2010 г. в своём дневнике в Живом Журнале. — Вместе со всеми детьми и внуками летом мы выезжали в Италию или Францию. Эти большие траты оплачивает муж Валиной дочери — Олег Дерипаска. Если бы Полина вышла замуж за кого-то другого, тогда бы мы проводили отпуск как-то иначе. В Турции, например, или Сочи. Кстати, в прошлом году из-за кризиса Олег не смог снять дом на Средиземноморье. И мы провели отпуск со всеми детьми в Краснодарском крае, в станице...» «Если б мы заработали миллионы, то где-то должно быть их физическое воплощение. Но ни у Тани, ни у меня нет ни самолётов, ни вилл во Франции или в Англии, — утверждал В. Юмашев в феврале 2011 г. в интервью „МК“. — Моё и Татьянино экономическое положение просвечивалось почти что под микроскопом».
— Возможностей заниматься бизнесом у Юмашевых очень много, — считает политик Борис Немцов. — Во-первых, потому, что их зять Олег Дерипаска очень богатый и влиятельный человек. Во-вторых, Валентин Борисович всячески поддерживал кандидатуру В. Путина на президентский пост в 2000 г. Поэтому со стороны властей никаких угроз для бизнеса Юмашева и его жены быть не может. Я не знаю, кто именно давал им деньги, но предполагаю, что дать денег им могло огромное количество людей. Не понимаю одного: зачем Юмашевым это скрывать?
Некоторые эксперты полагают, что «Империя Тауэр» и ОАО «Сити» не единственная доля этой пары в компаниях О. Дерипаски.
— То, что их участие в проекте «Москва-Сити» пришлось вычленить, по-видимому, связано с изменением семейных обстоятельств самого Дерипаски, — предполагает политолог Станислав Белковский. — Давно ходят слухи, что он разводится с Полиной, дочерью В. Юмашева. Возможно, с этим и связано разделение активов в рамках одной семьи. Чете Юмашевых пришла пора оформлять эти активы на себя — то, чего ещё вчера они избегали.
Впрочем, участие тестя и тёщи в бизнесе Дерипаски эксперт считает не просто помощью родственникам, а платой за их кремлёвский статус.
— В бизнес-сообществе все знают: если у Дерипаски возникали какие-либо проблемы, чета Юмашевых всегда «впрягалась» и решала их в высоких кабинетах.
Долгострой?
Ну а каковы перспективы самого проекта Москва-Сити? Сначала мировой кризис, а затем смена столичного мэра и новые градостроительные планы властей сказались на его инвестиционной привлекательности. Решено было отказаться от строительства башни «Россия» и небоскрёба для московских депутатов и чиновников. Вероятно, не будет построен и выставочно-деловой комплекс площадью 180 тыс. м². Тем не менее достраивать Сити надо, надо решать и связанную с ним транспортную головоломку — ведь в уже построенных зданиях обитают тысячи людей, а вместо нескольких выездов из района сделан пока только один.
— Мэр Собянин поначалу назвал Сити градостроительной ошибкой. Но означает ли это, что он поставил на проекте крест? Не думаю, — говорит Геннадий Стерник, главный аналитик Российской гильдии риелторов. — Уже столько вложено и сделано — не сносить же в самом деле эти небоскрёбы! Поэтому возобладала линия на разумную достройку района, причём в максимально сжатые сроки. Сити может прекрасно выполнять функции торгово-развлекательного, выставочного, офисного и гостиничного центра. Например, несколько этажей в башне «Федерация» взял в долгосрочную аренду под офисы ВТБ, купив там же жильё для своих сотрудников. Полонский (глава одной из девелоперских компаний. — Ред.) мне лично рассказывал, что до кризиса он продавал апартаменты по 12 тыс. долл. за метр при себестоимости 4 тыс. В кризис, конечно, цены упали, и вряд ли в ближайшие
— Не всё, что там построено, плохо, — говорит Алексей Клименко, член президиума Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы. — Москве был нужен свой район, подобный парижскому Дефанс, — деловой центр, который бы оттянул деловые, транспортные нагрузки от центра исторического. Жаль только, что при планировании Москва-Сити не послушали экспертов.
Другие эксперты настроены не столь оптимистично.
— Таким культовым местом, каким его видели ещё
От редакции. С просьбой прокомментировать информацию, касающуюся участия В. и Т. Юмашевых в проекте «Москва-Сити», мы обратились в Фонд Б. Н. Ельцина. Однако за месяц, прошедший с того момента, ответа так и не получили.