Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов обращается к Вам – Гаранту Конституции Российской Федерации – с убедительной просьбой рассмотреть ряд проблем, возникших в ходе функционирования накопительного компонента российской пенсионной системы, и оказать содействие в их разрешении в целях обеспечения пенсионных прав граждан.
Негосударственные пенсионные фонды, начиная с 2005 года, в законодательном порядке получили статус страховщика по обязательному пенсионному страхованию в отношении накопительной части трудовой пенсии – наравне с Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР).
За истекший период почти 11 миллионов застрахованных лиц воспользовались правом выбора и перевели свои пенсионные накопления из государственного в негосударственные пенсионные фонды, что составляет 23% тех работающих граждан, на пенсионные счета которых в настоящее время зачисляются накопительные взносы. При этом обращает на себя внимание устойчивая тенденция к росту их численности, в том числе и в кризисные годы.
Такое положение можно объяснить тем, что подавляющее большинство негосударственных пенсионных фондов получили совокупную доходность от инвестирования средств пенсионных накоплений за 2005-2010 годы в среднем составляющую 103,8%, что значительно выше накопленного уровня инфляции за тот же период - 81,4%.
Это становится привлекательным мотивом для граждан при выборе страховщика для формирования накопительной части пенсии и, в целом, решает важнейшую государственную задачу – создание накоплений для обеспечения достойной пенсии молодых поколений российских граждан, а также мощного инвестиционного потенциала, который можно и должно использовать для модернизации экономики страны.
Однако этот позитивный процесс сопровождается целым рядом ограничений, неравенством и нарушением пенсионных прав граждан в виду отсутствия надлежащего государственного регулирования, либо необоснованного, разного подхода к регулированию прав граждан, относящихся к одной и той же категории – застрахованных по обязательному пенсионному страхованию.
Среди этих проблем Ассоциация просит Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, обратить внимание на следующее.
Первое. Имеется практическая необходимость в безотлагательном законодательном определении порядка финансирования и выплаты накопительной части пенсии за счет средств пенсионных накоплений.
Дело в том, что государство, собирая накопительные взносы, до сих пор не решает обязательную исходную задачу – не устанавливает условия и правила выплаты этой части пенсии. Накопительные средства сформированы, а как их расходовать никто не знает: ни граждане, у которых уже реально возникли права на их получение, ни ПФР, ни негосударственные пенсионные фонды. Законопроект по этому вопросу уже многие годы ходит по министерскому кругу согласований.
Отсутствие необходимого закона – это, в первую очередь, нарушение прав и материальных интересов граждан, об обеспечении защиты которых так много говорят представители министерств, ответственных за государственное регулирование пенсионной сферы.
Второе. Особое значение при формировании пенсионных накоплений имеет обеспечение их сохранности. В действующем законодательстве это декларируется в общей форме в качестве одного из ключевых принципов организации инвестирования пенсионных накоплений. Однако ни понятийного аппарата (что необходимо сохранять, в каком объеме, на протяжении какого периода и др.), ни механизмов обеспечения их сохранности не предусмотрено.
В отсутствие необходимой нормативной базы уполномоченный федеральный орган (ФСФР России) демонстрирует разный подход к оценке результатов инвестирования пенсионных накоплений и их отражения на пенсионных счетах застрахованных лиц. В частности, отрицательный инвестиционный результат по итогам кризисного 2008 года, полученный государственной управляющей компанией (ВЭБ) и частными управляющими компаниями, выбранными ФСФР России по конкурсу, был разнесен в виде убытков Пенсионным фондом России на счета тех застрахованных лиц, кто перешел из ПФР в негосударственные фонды. В аналогичных случаях с негосударственными фондами регулятор предписал им возместить отрицательный финансовый результат, полученный по итогам 2008 года, за счет собственных средств, не установив при этом никаких правил и процедур, в том числе касающихся бухгалтерского учета и порядка передачи таких средств.
Следствием такого правового режима явилось очевидное неравенство прав граждан в зависимости от места формирования пенсионных накоплений – в государственном или негосударственном пенсионном фонде.
По мнению Ассоциации, регламентация подобных ситуаций должна быть одинаковой как для Пенсионного фонда России, так и для негосударственных пенсионных фондов. Это требует принятия необходимых нормативно-правовых решений. А в зависимости от их содержания могут, и на наш взгляд, должны быть определены механизмы обеспечения гарантий сохранности пенсионных накоплений, под которой, скорее всего, следует понимать соответствие объема пенсионных накоплений объему пенсионных прав гражданина, оцениваемое ко времени его обращения за накопительной частью пенсии.
Третье. Речь идет о налогообложении правопреемников застрахованного лица, которым в случае его смерти переходят пенсионные накопления.
С 1 января 2009 года они в законодательном порядке освобождаются от подоходного налога только в том случае, если накопления умершего формировались в Пенсионном фонде России. Если же умерший формировал пенсионные накопления в негосударственном пенсионном фонде, его правопреемники обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц. Очевидно, что здесь также имеет место не поддающееся разумному объяснению противоречие в правовом регулировании.
С возникновением этого неравенства прав граждан Ассоциация неоднократно ставила перед регулирующими министерствами вопрос о едином подходе в таких случаях, о принятии закона, освобождающего от подоходного налога и правопреемников застрахованного лица из негосударственного пенсионного фонда. Однако до сих пор положение не меняется. Подготовленный по этому вопросу законопроект проходит длительные согласования и перспективы его принятия не понятны.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Это далеко не полный перечень недостатков правового регулирования, касающегося обеспечения пенсионных прав граждан, которые формируют свои пенсионные накопления в системе негосударственных пенсионных фондов.
Наше письмо к Вам – это вынужденная мера, вызванная тем, что обращения пенсионного сообщества к компетентным органам исполнительной власти, к сожалению, не дают результата. Наверное, это связано и с тем, что в отсутствие единого центра на федеральном уровне, который мог бы регулировать деятельность негосударственных пенсионных фондов в комплексе, проблемы «тонут» в ведомственных разногласиях.
Нерешенность острых вопросов, затрагивающих права граждан на обязательные пенсионные накопления, вызывает социальную напряженность в обществе, а также создает благоприятную почву для разного рода мошенников и проходимцев, использующих в личных корыстных целях противоречия в нормативно-правовом регулировании деятельности по обязательному пенсионному страхованию для дискредитации как отдельных негосударственных пенсионных фондов так и, в целом, государственной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Просим Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, дать соответствующие поручения, исполнение которых, как мы надеемся, позволит коренным образом изменить положение дел к лучшему.
К.С. Угрюмов