Начав с малого — с уличных палаток и ларьков у метро, — Сергей Собянин наконец добрался до торговых центров и прочих крупных девелоперских проектов. Отныне строительство коммерческой и другой недвижимости в центре столицы запрещено, а за пределами Центрального административного округа возведение жилья будет строго ограничены.
— Возможность экстенсивного строительства в Москве исчерпана, — заявил Собянин на итоговой коллегии столичного стройкомплекса. В связи с этим в ближайшие годы город будет делать акцент на развитии инфраструктуры и озеленении, а не на расширении жилищного фонда и торговых площадей.
Хватит торговаться
Как отметил Сергей Собянин в ходе выступления на коллегии, в Москве плотность застройки в разы выше, чем во многих европейских столицах и мегаполисах. При этом эффективность использования площадей довольно низка. Взять хотя бы долгострои и «застывшие» проекты, которые девелоперы заморозили с началом кризиса.
— В течение трех лет мы должны закончить большинство строек в центре, — отрезал Сергей Собянин, и добавил, что новое строительство в пределах ЦАО будет и вовсе запрещено. К тому же, уже строящиеся объекты, скорее всего, будут перепрофилированы, и вместо запланированных торговых центров в Москве появятся гостиницы, апартаменты и жильё.
Одной из первых жертв такого категоричного подхода уже стал масштабный проект подземного торгово-развлекательного центра на Тверской. Ещё в прошлом году столичные чиновники решили, что вместо 46 тысяч квадратных метров ТЦ будет занимать лишь 20 тыс., при этом его парковка должны бать расширена в 2 раза и вмещать не 500, а 1000 машиномест.
Кстати, парковки стали отдельной и одной из важнейших статей в плане по развитию города на ближайшие 5 лет. Во-первых, это связано с намерением существенно расширить транспортную сеть (в столице появится около 300 км новых дорог), а во-вторых, является обязательным условием для эффективной борьбы с пробками, которой Собянин занялся с самого начала работы на посту мэра Москвы. В итоге, в столице должны построить более 2 миллионов машиномест. Кроме того, в ту же пятилетку город планирует проложить 75 км линий метро; а инвесторов, в свою очередь, будут мотивировать к строительству дорожно-транспортной и коммунальной инфраструктуры, транспортно-пересадочных узлов, автовокзалов, а также к созданию парков и прочему благоустройству города.
Дорожать не будет
Чтобы найти место для осуществления всего задуманного, администрация города намерена «распродать» инвесторам около 27 тыс. га промзон, 6,8 тыс. из которых планируется подготовить уже к 2011 году. Таким образом, по выражению главного заместителя мэра по строительству Марата Хуснуллина, в Москве будет проведено «разуплотнение территорий». Помимо этого чиновник обмолвился о «плотном взаимодействии с Московской областью» — как передаёт РБК, уже в июне должно быть подготовлено соглашение об изменении границ между столицей и Подмосковьем.
Освободившиеся квадратные метры будут «раздавать» крайне бережливо. Как заявил Собянин, в Москве нужно сбалансировать строительную активность, то есть даже жилые дома теперь будут возводить «в ограниченных районах», а не целыми микрорайонами. По мнению мэра, объёмы жилищного строительства должны сохраниться на уровне
Естественно, подобные прогнозы тут же заставили риэлторов заговорить о грядущем дефиците и, соответственно, росте цен. Однако, как считают аналитики центра «Индикаторы рынка недвижимости», подобные разговоры — лишь способ создать искусственный ажиотаж и возобновить спрос на рынке жилья.
Дело в том, что в Москве уже много лет сохраняется приблизительно одинаковые темпы ввода жилья на продажу — на уровне 1,2 — 1,3 миллиона квадратных метров. В докризисный период общие объёмы строительства действительно были в
«Объемы строительства и предложения в Москве всегда будут ограниченными. Но при этом в столице сохраняется еще немало территорий, кварталов и ветхого жилья, нуждающихся в реконструкции и новом строительстве. В генплане Москвы до 2025 года уже учтены территории для строительства около 70 миллионов метров жилья, то есть порядка 5 миллионов в год. И пусть этот генплан, скорее всего, пересмотрят в сторону уменьшения объемов строительства в пользу дорог, паркингов и социальных объектов, можно предположить, что хотя бы половина объема жилья останется», — сказано в аналитическом отчёте экспертов.