Даже официально было признано, что воспитать бензиновых монополистов в ближайшее время не получится. Неужели никто на них так и не найдёт управу? На вопросы читателей «АиФ» ответил Игорь Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы РФ.
О справедливости
О. Лоялин, Калужская обл.: — Игорь Юрьевич, ваше ведомство подсчитало, что на Европейской части России справедливая цена на
И. А.: — Цена на бензин у нас формируется, увы, не рыночными механизмами — крупнейшие нефтяные компании злоупотребляют своим положением на рынке. Нефтяные компании отказываются признавать себя виновными в завышении цен, судятся с нами. Поэтому мы и решили разработать такую формулу цены, которая не была бы монопольно высокой, с нашей точки зрения. Взяли стоимость нефтепродуктов на одной из мировых площадок — в Голландии (туда никто не может привезти танкер с бензином и продавать дороже других). Далее берём эту цену и вычитаем из неё затраты на транспорт, таможню и т. д., ровно так, как если бы бензин везли на продажу из России. Так у нас получается справедливая цена нашего внутреннего рынка, которая образовалась в сравнении с конкурентным рынком. Надеемся, именно она и ляжет в основу цены на бензин в будущем. А пока что получается? Когда мировые цены на бензин растут, наши нефтяники моментально поднимают их на внутреннем рынке, а вот когда цены падают — как в кризис, со 120 долл./барр. до 36 долл./барр., — почему-то нефтяные компании не спешат продавать бензин в России дешевле. Формулу разрабатывали собственными силами, так что дополнительных денег из госбюджета на это не выделялось.
О неработающих законах
К. Морозов, Тюменская обл.: — «АиФ» писал, что за установление монопольно высоких цен грозят и огромные штрафы, и уголовная ответственность. Но, похоже, нарушители этого совсем не боятся. Недавно кто-то из антимонопольщиков заявил, что их не получается воспитать, потому что нет необходимых для этого законов. Почему ж их до сих пор не приняли?
И. А.: — Дело не в самой нехватке законов, а в том, как работают уже существующие. Как правило, компании, получившие крупные штрафы за злоупотребление монопольным положением, идут в суд. В этом случае действие нашего решения приостанавливается, а само судебное разбирательство может длиться до нескольких лет. Поэтому, чтобы работа шла быстрее, уже разрабатываются поправки в антимонопольное законодательство.
О нарушителях без управы
Р. Семыкина, Самара: — Эксперты говорят, что опытные юристы, работающие на монополистов, с лёгкостью оспаривают наложенные на их компании штрафы. Неужели они так и остаются безнаказанными? И любопытно узнать: какие суммы влепят провинившимся?
И. А.: — Просто так взять и не оплатить штраф компания не может. Но суд может подтвердить законность нашего штрафа, не подтвердить или же уменьшить его размер. Естественно, случаются все варианты, но в целом статистика говорит в нашу пользу: в прошлом году ФАС выиграла порядка 85% дел в судах. Только на нефтяные компании наложено в общей сложности более 25 млрд руб. штрафов.
С начала 2010 г. сумма оплаченных штрафов приближается к 200 млн руб. Но самые крупные штрафы (наложенные нами на 4 крупнейшие нефтяные компании) в 2008 и 2009 гг. до сих пор на рассмотрении в судах.
Скоро президиумом Высшего арбитражного суда будет рассматриваться дело по ТНК-BP. В конце апреля «Томскнефтепродукт» оплатила 31 млн руб., в мае оператор сети АЗС в Тюменской обл. перечислил 3,5 млн руб. Дочернему обществу «ЛУКОЙЛа» предстоит выплатить 10 млн руб., «Газпромнефть-Кузбасс» — 25 млн руб. Для участников рынка нефтепродуктов это является сигналом — пора изменить своё поведение.
О прогнозе
И. Мануйлов, Карелия: — У нас в городке работы почти нет. Приходится подрабатывать извозом. Но с людей много не возьмёшь, а из-за дорожающего бензина работа идёт уже без дохода. Что же дальше-то будет? Похоже, бензиновые короли, пообещав снизить цену для села во время посевной, отыгрываются на городе.
Сейчас цена бензина должна быть на 15-20% ниже той, по которой он отгружается с нефтеперерабатывающих заводов. Если нас поддержат суды, её удастся снизить.