Дефицит арендаторов подается в комплекте с периодически повторяющимися всплесками искреннего интереса к арендодателям со стороны налоговиков и ФМС-ников. Если первая проблема пока неразрешима, то со второй можно бороться, хотя это и потребует некоторых затрат.
В случае со страхом по поводу возможных претензий по налогам основных вариантов избавления от него три: прекратить сдавать квартиру, продолжать сдавать квартиру и платить 13% дохода или зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель (ИП) и опять платить налог, но уже в размере 6% от дохода.
Итак, в Москве ИП можно зарегистрировать пока что в единственной налоговой инспекции № 46, расположенной в Походном проезде, влад. 3, корп. 1. Здесь желающие зарегистрировать ИП получают перечень документов, которые нужны для достижения цели, это:
1. паспорт и копия паспорта
2. заявление (которое должно быть заполнено печатными буквами и заверено нотариально)
3. квитанция об оплате госпошлины (сумма – 400 руб., реквизиты для оплаты можно узнать в налоговой)
4. копия ИНН (это обязательно, так что если ИНН у вас нет, надо будет сначала озаботиться его получением)
5. заявление о переходе на упрощенную форму налогообложения в двух экземплярах
Когда все документы будут готовы, надо будет еще раз приехать в ту же налоговую, взять талон на регистрацию ИП (это не то же самое, что регистрация юридического лица, так что стоит проявить внимание), встать в нужную очередь и подать документы. Если все бумаги оформлены как надо, через 2 недели ждите по почте комплект документов, подтверждающих ваш новый статус ИП.
Следующий шаг – это открытие счета в банке, выбор банка – за вами. Набор необходимых документов для каждого банка свой. Филиалы нужно выбирать те, которые работают с юридическими лицами; как ни странно, проще будет открыть счет в Сбербанке, т. к. здесь, в отличие от коммерческих банков, не потребуют коды статистики.
Коды статистического учета (статистики) применяются для статистического учета юридического лица. Данные коды присваиваются Федеральной службой государственной статистики и указываются в соответствующем письме, которое является документальным подтверждением. Для получения кодов статистики через организацию-посредника требуются простые копии следующих документов:
• устав;
• выписка из ЕГРЮЛ;
• свидетельство о государственной регистрации и внесении записи в ЕГРЮЛ;
• свидетельство о постановке на учет в ИФНС.
Если обращаться в комитет по статистике напрямую, это отнимет порядочно времени и нервов. Комитет расположен на Мясницкой, 39, приемные часы – с 9 до 12 три раза в неделю, так что очереди там, как правило, бесконечные.
После получения уведомления об открытии счета в течение 10 суток об этом факте, во избежание штрафа, нужно сообщить в налоговую, сдать туда оригинал документа, а копию оставить себе (в самой налоговой копия стоит 20 руб. за экземпляр, а деньги надо иметь при себе без сдачи, так что имеет смысл сделать ее где-нибудь в другом месте).
Еще один необходимый момент: вам как ИП обязательно нужно взять и заполнить в филиале Пенсионного фонда по месту прописки форму АДВ-11 (а можно скачать эту форму – ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – и из Интернета, там же без особого труда можно найти и рекомендации по ее заполнению). Подавать эту форму надо будет ежегодно до 25 апреля, деньги перечислять до 30 апреля, а в год оформления – до 31 декабря. Декларацию в налоговую инспекцию потребуется сдавать один раз в год, сами налоги – поквартально. Лучше, конечно, обзавестись специальной системой оповещений (напоминания в компьютере или телефоне, специальный календарь и т. п.), чтобы не пропускать сроков и не нарываться на штрафы.
И кстати, как свидетельствуют отдельные ответственные граждане, уже прошедшие все эти процедуры, скорее всего, ни на одном из этапов оформления от вас не потребуют предъявить договор найма. А весь процесс занимает в среднем неделю.