Последнее обновление - 16.02.2015 г.
О празднике
Встречу ангела и Девы Марии, впоследствии названной благовещением, описывает один из учеников Христа по имени Лука. Этот первый церковный историк написал одно из четырех евангелий и первую историю христианской церкви, названную деяниями апостольскими. Он старался изложить все, что видел и знал по порядку, так, как это было на самом деле. В первой главе евангелия от Луки говорится следующее.
В свое время Бог послал ангела Гавриила в галилейский город под названием Назарет к девушке, обрученной с человеком по имени Иосиф, потомком Давида. Девушку звали Мария. Придя к ней, он сказал: «Приветствую тебя, благословенная Богом! С тобой Господь!» Она в растерянности гадала, что значат эти слова, с которыми он к ней обратился. Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария! Ты обрела милость Бога. Ты родишь Сына и дашь Ему имя Иисус. Он будет велик, Его будут звать Сыном Всевышнего, Ему даст Господь Бог трон праотца Его Давида, Он будет вечно царствовать над потомками Иакова, и царству Его не будет конца». Но Мария спросила ангела: «Разве такое может быть? Я еще не замужем!» Ангел ответил: «Дух Святой сойдет на тебя, и Сила Всевышнего осенит тебя, поэтому ребенок, которого ты родишь, будет свят — Он будет зваться Сыном Бога». «Я во власти Господа, — ответила Мария, — Пусть все будет так, как ты сказал». И ангел удалился.
Из слов евангелиста становится понятно, почему праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отстоит на девять месяцев от праздника Рождества Христова. В наше время его отмечают 7 апреля. Это событие, более того эту дату христиане чтили с первых веков своей истории. Сохранились даже изображения Ангела и Девы Марии в древних катакомбах, служивших местами собраний и молитв первых христиан. Можно сказать, что Благовещение — это первый христианский праздник в честь Пресвятой Богородицы.
Тайны Благовещения
Любой человек так или иначе знакомый с первой главой повествования Евангелия от Луки сразу видит две тайны, лежащие в основе дальнейших событий. Первая — как возможно безмужнее зачатие и зачем оно нужно? Вторая — кто же такой Иисус: Бог, Сын Божий, человек или кто-то еще?
Скажу сразу, что мы можем ответить только отчасти, попытаться понять зачем это надо, но, признавая, что мы никогда не поймем как это произошло. Попробую, насколько я понимаю, изложить основную логику этой темы. Все мы слышали о том, что христианская вера немыслима без уверенности, что зло и грехи человеческие никак нельзя считать нормой жизни, они как бы плоды духовной поврежденности человеческого рода. Основания для такого взгляда лежат в библейском повествовании о грехопадении.
Если греховность понимать как своего рода болезнь — духовную болезнь, то вполне очевидна мысль об исцелении от греха. Грех, впрочем как и доброделание — это дело свободной воли. Человек как личность обладает самосознанием и свободой и несет ответственность за содеянное. Из этого следует очень важная для христиан истина о том, что греховность не может быть исцелена без свободного волеизъявления. Однако, сколько не желай, сколько не трудись сам над собой, кардинально изменить ситуацию невозможно. Гилберт Честертон в одном из рассказов об отце Брауне писал, что невозможно оставаться на одном уровне зла, если человек встал на этот путь, то он будет только падать. Собственными усилиями люди могут стараться удержаться на одном уровне добра, но это будет лишь компенсация своей греховности, но не искоренение ее. Последователи Христа твердо уверены, что противостоять злу, искоренять грех, исцеляться от греховности возможно только с Божьей помощью и только при наличии свободной деятельной воли к этому.
Христианская картина мира несколько необычная. Она смотрит на человечество как на ветви, отпавшие от своего истинного корня — Бога. Привитие ветвей к живой Лозе, напитание от Лозы живительными соками — вот основа спасения людей от греха и вечной смерти. Однако тут встает одна проблема, Бог и человек с его падшим естеством несовместимы. Нужен, условно говоря, Посредник, тот, кто встанет между Богом и грешным человеком. Это и есть Иисус Христос. Но тут появляется еще один вопрос. Промежуточных форм с точки зрения Библии не существует. Есть, условно говоря, три вида личностей в мире: Бог, ангелы и люди. Библия отвечает на эти вопросы повествованием о Благовещении Пресвятой Богородицы и всей дальнейшей евангельской историей.
Я прекрасно понимаю, что загадкой отвечу на загадку, но тем не менее. Свидетельства евангелистов — учеников Христа, тех, кто жил с ним, видел его, учился у него, говорят о том, что Бог стал человеком и при этом не перестал быть Богом. Иисус Христос — это и Бог и человек в одном лице, это Тот, Кто совместил в себе, но не упростил, не смешал, не уничтожил ни человечества, ни Божества. Иисус мог только родиться как человек, но Он не мог быть зачат естественным образом, иначе это был бы простой человек. Чудо зачатия Иисуса было совершено Духом Святым.
Из Евангелий мы знаем, что Христос не только жил, учил людей и словом и своим примером, но и пострадал и умер на кресте и воскрес на третий день. Сын Божий, став человеком, своей жизнью, смертью и воскресением не только приобщил людей к Богу, но что более важно, приобщил их к бессмертию в Боге и показал путь достижения этого — исполнение его заповедей.
О смысле праздника
Христиане во все времена чтили наиболее значимые события евангельской истории, события жизни Господа Иисуса Христа. Схождение Святого Духа на Деву Марию, осенение ее Силой Всевышнего, явившееся началом жизни Иисуса Христа, и является одним из таких событий. Оно как бы родоначальник того пути спасения, что описано выше.
Но не столько чудо безмужнего зачатия удивляло христиан в Благовещении, — понятно, что это уникальное и неповторимое чудо, — сколько отношение Бога к человеку. Вот уже много столетий на примере праздника Благовещения христиане возвещают свою радость о том, что Бог ждет личного и свободного отклика на свой призыв. Христос Спаситель не может родиться по принуждению. Само спасение людей от греха и вечной смерти не может быть проведено через насилие. Бог умеет довериться людям и ждать.
Митрополит Антоний Сурожский, возглавлявший русские православные общины в Европе, писал об этом так: «Благовещение – это день благой вести о том, что нашлась во всем мире людском Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и к доверию, что от Нее может родиться Сын Божий. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви – крестной, ласковой, спасающей – и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы. В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу». Рождение Христа было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции