Исчезновение батискафа «Титан» в водах Атлантического океана продолжает привлекать внимание общественности. Пока одни считают, сколько кислорода могло остаться у экипажа, ряд опытных специалистов уверен — для тех, кто был на борту батискафа, все, скорее всего, закончилось стремительно.
«В общем-то, дело кончено»
Герой Российской Федерации Анатолий Сагалевич, знаменитый исследователь океанских глубин на подводных аппаратах «Мир», рассказал, что режиссер «Титаника» Джеймс Кэмерон прислал ему соболезнования в связи с гибелью друга, француза Поля-Анри Нарголе, находившегося на борту батискафа.
«Конечно, он прислал свои соболезнования мне, он знает о нашей дружбе с Полем... Он говорит, что друзья уходят один за одним. Он уже считает, что, в общем-то, дело кончено, я так думаю», — приводит слова Сагалевича РИА Новости.
Кэмерон, помимо погружений к «Титанику», в 2012 году на одноместном аппарате опускался на дно Марианской впадины — глубочайшей точки Мирового океана. По этой причине режиссер прекрасно знает, что такое аварийная ситуация на глубине и чем она чревата.
На сегодняшний день рекорд успешной спасательной операции в морских глубинах составляет 480 метров — в августе 1973 года именно с такой глубины удалось извлечь аварийный батискаф «Пайсис III» c экипажем в составе Роджера Чапмэна и Роджера Маллисона. Взаперти на дне два Роджера находились около 76 часов.
Безнадежная ситуация
Оттуда, где исчез «Титан», никого и никогда успешно не доставали. Батискафы для больших глубин специально оборудуют системами, позволяющими спасаться самостоятельно. Речь о различных формах сброса балласта, в результате чего аппарат должен стремительно подняться на поверхность. По некоторым данным, на «Титане» систем сброса балласта было семь, и одна из них предполагала даже срабатывание в случае, если экипаж находится в бессознательном состоянии.
И если аварийные системы не сработали, то вероятность того, что на глубине разыгрался катастрофический сценарий, приближается к 100 процентам.
Катастрофа в глубинах: как 60 лет назад погибла американская подлодка «Трэшер»
В начале 1960-х годов американская атомная подводная лодка «Трэшер» считалась чудом конструкторской мысли. Бытовало мнение, что никакие опасности, исходящие от водной среды, не могут ей грозить в принципе.
В апреле 1963 года экипаж получил приказ — провести двухдневный поход у восточного побережья США с погружением на максимально возможную глубину. Предполагалось проверить прочность корпуса лодки на глубине 330–360 метров. Считалось, что для «Трэшера» это задача вполне выполнимая.
Когда субмарина достигла глубины 330 метров, с ее борта поступило нештатное сообщение: «Угол положительный... Вертикаль... Пробую продуть... Буду информировать». Это означало, что экипаж предпринимает попытки осуществить экстренное всплытие.
Спустя три минуты с «Трэшера» приходит сообщение, в котором понятны лишь слова «тестовая глубина». Спустя еще минуту поступила последняя информация с лодки, из которой понятны лишь два слова: «900... север».
В ходе спасательной операции было установлено, что АПЛ полностью разрушилась. Ее обломки нашли при помощи батискафа на глубине 2560 метров. Погибли 129 членов экипажа.
Разгильдяйство, которое убивает
Расследование установило, что «Трэшер», проходивший испытания с полной нагрузкой, после таких миссий ремонтировался халатно, на нем не раз выявлялись недочеты, оставленные ремонтниками. Более того, даже сама сборка систем подачи сжатого воздуха и подачи воды для балласта проводилась с нарушением технологических требований, что в любой момент могло обернуться аварией.
Хуже того, прочность самой конструкции лодки оказалась переоцененной. Трубопроводы «Трэшера» на стыках были не сварены, а запаяны по причине их труднодоступности. Места пайки же не могут выдержать той нагрузки, что максимально допустима для соединений сварки.
Окончательные выводы комиссии оказались таковы: во время погружения на месте одного из швов трубопровода образовалась течь размером с ноготь, которая под глубинным давлением привела к заполнению водой машинного отделения и падению мощности насоса, подающего холодную воду для охлаждения реактора. Капитан попытался продуть цистерны сжатым воздухом и всплыть, однако вода, попавшая на борт, привела к короткому замыканию в электрической цепи и автоматическому аварийному заглушению реактора. Мощности электродвигателя, дублирующего реактор в аварийных ситуациях, в данном случае не хватило. Началось отключение всех систем подводной лодки. По мнению специалистов, от этого момента до разрушения прочного корпуса «Трэшера» прошло четыре минуты.
Молниеносное разрушение?
После исчезновения «Титана» всплыли факты, указывающие на то, что батискаф не отвечал всем требованиям безопасности для погружения на глубину 4 км. Причем это признавал даже гендиректор компании оператора Стоктон Раш, оказавшийся на борту во время последнего погружения «Титана».
Всех клиентов заставляли подписать документ, в котором они признавали, что батискаф экспериментальный и не прошедший должной сертификации, а само погружение может завершиться гибелью.
Стоктон Раш считал все это формальностью, заявляя: «В коммерческой ветке глубоководного туризма не было ни одной травмы за последние 35 лет... Потому что это неприлично безопасно, потому что в этой ветке бизнеса и технологий есть масса четких правил на все случаи жизни. Кстати, эти правила и не дают отрасли расти и развиваться».
Один из самых вероятных сценариев того, что произошло с «Титаном», — стремительное разрушение корпуса батискафа. Конструкция, не выдержав нагрузок, могла дать слабину, после чего те, кто находился на борту, не успели бы даже подать сигнал тревоги. В отличие от трагедии «Трэшера», крушение небольшого батискафа вообще может не оставить заметных следов. Тут достаточно вспомнить, сколько лет и с каким трудом искали огромный «Титаник». Поиски «Титана» под толщей воды даже с современными технологиями — задача невероятно сложная.
Эксперты говорят, что даже 1 процент надежды на благополучный исход — это крайне завышенные ожидания.
Океан ошибок не прощает — никому и никогда.