Примерное время чтения: 6 минут
7947

Обреченный рейс? Самолет в Непале вела вдова разбившегося раньше пилота

Сюжет Крушение самолета ATR 72 в Непале
Самолет ATR 72-500 авиакомпании Yeti Airlines
Самолет ATR 72-500 авиакомпании Yeti Airlines / NICOLAS ECONOMOU / Reuters

Авиакатастрофы в Непале — не редкость. Компании Yeti Airlines, самолет которой рухнул в Покхаре 15 января, запрещено летать над странами Евросоюза из-за проблем с безопасностью, а лайнер ATR 72 пилоты называют «сложным в управлении». Фактор риска злополучного рейса был выше обычного.

И вот еще один парадоксальный факт: как сообщает агентство Reuters со ссылкой на непальские СМИ, в кресле второго пилота на злополучном рейсе сидела 44-летняя Хативада. Она стала летчицей 16 лет назад, после того как в очень похожей трагедии в Джумле, на северо-западе Непала, разбился ее муж-пилот Дипак Похрел. В память о нем женщина и пошла осваивать эту профессию. Оплатила обучение страховкой, выплаченной на погибшего супруга. Хативада налетала 6400 часов, считалась опытным и квалифицированным вторым пилотом.

Черный список безопасности

В авиакомпанию Yeti, где работал муж, она устроилась 12 лет назад. Невзирая на то, что на счету этой компании как минимум пять авиационных происшествий, в трёх из которых были жертвы. В 2004 году грузовой самолёт врезался в горный хребет, все, кто был на борту, погибли. Ещё одно столкновение с горой из-за неверных действий при посадке — также грузовой DHC-6; из девяти человек на борту не уцелел никто.

2008 год — попытка посадки небольшого пассажирского лайнера в условиях ограниченной видимости не увенчалась успехом. Самолёт разбился, выжил только капитан судна, 18 погибших.

Yeti Airlines — не единственный местный авиаперевозчик с подмоченной репутацией. В 2013 году Европейская комиссия внесла все без исключения непальские авиакомпании в т. н. «чёрный список» — им полностью запретили любые полёты над территорией Евросоюза. Причина — проблемы с безопасностью.

Присутствующие в Непале туристы из России делятся своими мнениями об авиаперелетах в стране: «У нескольких непальских авиалиний, в том числе — у Yеti, одна звезда из семи звезд в международном рейтинге безопасности. Но даже так это, скорее всего, более безопасно, чем непальское автодвижение, которое выглядит ужасно. Если погуглить про непальские автобусы, часто происходят аварии с немалыми жертвами», — рассказывает Марья П. «В мае 2022 тоже самолёт разбился, летел из Джомсома в Покхару. Но это было из-за погодных условий, сильной облачности», — вспоминает Ильва С.

Непальцы подсчитали, что с 1994 года они потеряли в авиакатастрофах 914 человек.

«Сложный самолет»

У авиационных экспертов есть вопросы и к разбившемуся самолету — это модель 72 франко-итальянского концерна ATR, 500-я модификация. «Управление им специфическое, ошибку совершить можно очень легко, а вот исправить ее практически никогда не хватает времени, — поделился с aif.ru пилот Сергей П., отрабатывавший на самолете-тренажере подобные полёты.

Конкретно тот самолёт, который рухнул 15 января, не является таким уж «старичком» — его первый полёт был совершён 15 лет назад, в то время как (во всяком случае по российским стандартам) плюс-минус оптимальный срок службы гражданских воздушных судов составляет от 40 до 60 тысяч летных часов — то есть 25-30 лет эксплуатации. Тем не менее каждые четыре года любой лайнер должен проходить полную проверку соответствия нормам безопасности. 

Однако относительно «молодой» возраст мало что значит. Если взглянуть на историю ATR 72 в целом, она представляет собой череду катастроф. С 1994 года было потеряно 37 самолётов. В этих происшествиях всего погибло почти 400 человек. 

Первое зафиксированное крушение произошло 31 октября 1994 года в США. ATR 72 выполнял рейс Индиаполис-Чикаго, неожиданно завалился на крыло и рухнул неподалёку от небольшого городка Розлона. Погибли все находившиеся на борту 68 человек, включая членов экипажа. 

6 августа 2005 года — жёсткая посадка ATR 72 в Средиземном море, самолёт развалился на три части. Всё началось с «технических неполадок» и остановки левого двигателя № 1. Погибли 15 пассажиров и один член экипажа.

Осенью 2010 года предположительно из-за погодных условий, обледенения корпуса и плохого уровня взаимодействия экипажа в центре Кубы потерпел крушение ATR 72 компании Aero Caribbean. Погибли все 68 человек, бывших на борту.

Одна из самых известных катастроф произошла в апреле 2021 года под Тюменью. 18-летнее судно через 1 минуту и 37 секунд после взлёта внезапно накренилось влево и начало резкое снижение. Через 13 секунд самолёт рухнул на землю. Сразу погиб 31 человек, ещё двое позже скончались в больнице.

4 февраля 2015 года внутренний перелёт ATR 72 в Китайской республике. Отказ правого двигателя № 2, левый крен, самолёт снижается до уровня автомобильной эстакады и задевает левым крылом проезжавшее такси (в результате чего крыло оторвалось наполовину), затем самолёт «перевернулся на 180 градусов» и, развалившись при ударе на части, рухнул в реку. Погибли 43 человека, 15 — включая одну стюардессу — чудом выжили. 

Февраль 2018 года — ATR 72 врезался в гору Динар на западе Ирана, погибли все 66 человек, кто был на борту. Специалисты тогда пришли к выводу, что вина лежит на «плохих навигационных системах». 

Разбившийся в Непале 15 января самолет стал 38-м в скорбной летописи ATR 72. Неожиданный резкий крен влево при заходе на посадку, попытка пилота увести самолёт от жилых кварталов, крушение в устье реки. Все 68 пассажиров и четыре члена экипажа погибли. 

Непальцы справляются с трудом

Расследование непальской катастрофы и идентификация погибших продолжается. В Посольстве России в Непале aif.ru рассказали, что опознали пассажирку из России — 33-летнюю москвичку Елену Бандуро. В аэропорту ее встречал молодой человек, он и участвовал в опознании. На борту находилось еще трое россиян: ростовчане Виктория Алтунина, экс-преподаватель колледжа при Всероссийском государственном университете юстиции; её муж Виктор Лыгин и его брат Юрий Лыгин.

Вечером 17 января, как сообщает управление гражданской авиации Непала, найдено 71 тело, продолжаются поиски одного погибшего пассажира. «Предположительно, тело в реке, рядом с которой потерпел крушение самолёт, и из-за течения поиски в ней затруднительны», — пояснил aif.ru присутствующий на месте турист Виталий М. Он же рассказал о том, что непальцы фактически публично расписались в неумении работать с последствиями катастроф. В национальной газете Kathmandu Post вышла разгромная статья, в которой констатируется: непальцам не хватает техники, опыта и специалистов, чтобы справиться с ситуацией.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах