Уже с утра в международный аэропорт «Казань» стекаются люди с огромными красными букетами. 17 ноября каждому из близких погибших в авиакатастрофе тяжело приезжать в аэропорт. Ровно год назад они ехали сюда встречать родных и любимых, но так их и не дождались.
Самолёт Boeing 737 авиакомпании «Татарстан», следовавший рейсом 363 из московского аэропорта «Домодедово», 17 ноября 2013 года в 19:23 мск разбился при заходе на посадку в Казани. Погибли все находившиеся на борту — шесть членов экипажа и 44 пассажира, в том числе двое детей.
Самолёт в никуда
«Он мне снится каждый день, — говорит отец 27-летнего погибшего Романа Пархоменко. Вместе с супругой он сегодня прилетел из Москвы. Так же, как год назад их единственный сын. — Ему было 27 лет, когда он погиб. Мы с женой сами отвезли его в Домодедово. В 19:20 скинули ему смс, но он не ответил».
Житель подмосковного Железнодорожного Роман Пархоменко возглавлял московский филиал крупной компании из Казани, поэтому в Татарстан летал часто, каждые две недели.
Год назад буквально за несколько минут до взлёта рокового «Боинга» Рома выложил в социальной сети фото пустых соседних кресел самолёта (из 117 мест на борту были заняты только 44) и посетовал, что не летит куда-то далеко. Через полтора часа Роман вместе с другими пассажирами рейса погиб. «Он как чувствовал… — говорит отец погибшего. — Даже это последнее фото в Instagram подписал "Самолёт в..." — самолёт в никуда».
«Он любил жить, — обнимая рамку с фото сына, добавляет мать погибшего. — Позитивный, активный человек, отличный друг. Торопился, хотел много успеть и многого достичь».
Чуял беду
«Юра чувствовал беду. В прошлом году он ни с того ни с сего сказал, что хочет повидаться с семьёй и прилетит 17 ноября. Хотя до этого неделю назад был в Казани», — вспоминает жена погибшего Юрия Бурдина, известная легкоатлетка Ирина Вострикова.
Юрий Бурдин был бизнесменом, в последнее время работал в Москве. А в Казани жили его дети и жена.
«Предупредил меня, что сел в самолёт. Я приехала в аэропорт и удивилась, что в обычно многолюдном аэропорту борт никто не встречает. Полчаса я бегала по терминалу и не могла понять, почему не объявляют посадку. Сотрудники говорили мне, что ничего не знают. Видимо, боялись сказать. И только потом меня пригласили в терминал № 2 и рассказали о падении "Боинга"».
«Будьте живы, мамочка»
В случившееся 17 ноября 2013 года в Казани не верил никто. Это ведь первая крупная авиакатастрофа в Татарстане за последние годы. «Я просила сына Айрата не пользоваться воздушным транспортом, — плачет Минниса Садрутдинова. — В тот роковой ноябрь он полетел в Москву на конференцию по бизнесу. Позвонил нам и сказал, что вместе с друзьями выезжает из столицы поездом. А сам сел на рейс 363, не хотел, чтобы я волновалась. Как сейчас помню его слова: "Будьте живы, мамочка". Он никогда так не прощался».
О случившемся родителям рассказал друг Айрата. «Мы надеялись до конца, — говорит отец погибшего Ислам. — До утра звонили на его мобильный, но гудков не было. Не хотели признавать реальность и когда нашли его фамилию в списке. Не верим и сейчас».
«Во сне я спрашиваю его, почему так случилось. Он отвечает, что ему нельзя этого говорить, — плачет Минниса Садрутдинова. — И обнимает меня, и утешает, точно так же, как прижимал к себе всегда».
«Мы сели»
17 ноября 2013 года самолёт совершал заход на посадку дважды. После второй попытки и произошла катастрофа. Люди ехали в аэропорт встречать близких и даже получили от некоторых смс, что борт сел. 41-летний Руслан Назяров возвращался в Казань через Москву из Абхазии. Рабочая поездка.
В татарстанском аэропорту его встречали жена и сын-второклассник.
«Дома жена приготовила ужин, а когда сидела в зале ожидания, от мужа пришло сообщение "Мы сели", — говорит родственница погибшего. — Видимо, он оправил его, когда самолёт первый раз заходил на посадку. Маленький сын видел, как самолёт взорвался. Узнав, что папы нет, кричал и вырывался "Хочу к папе"».
«Я до сих пор не знаю, как жить дальше, — вытирает слёзы мать Руслана Зульфия Мингалеева. — Сыновья у него остались, внуки. Надо их на ноги поднимать».
В трагедии 17 ноября погиб и старший сын президента Татарстана Ирек Минниханов.
Его имя было под номером 1 в официальном списке пассажиров «Боинга 737-500». За два месяца до катастрофы Ирек женился на француженке Антонии Гишар, с которой он познакомился несколько лет назад на учёбе в Швейцарии. По некоторым источникам, Ирек Минниханов летал в Москву на важные переговоры. Супругу же он попросил остаться дома, так как в её положении лететь уже опасно — Гишар была на восьмом месяце беременности.
Через месяц после трагедии, в декабре, президент Татарстана впервые стал дедушкой. Глава Татарстана Рустам Минниханов опубликовал 9 февраля на своей страничке в Instagram фотографию внучки.
Установили памятник
Стела в память погибшим в авиакатастрофе была открыта за несколько дней до траурных мероприятий. Вместо мраморной стены, на которой в алфавитном порядке написаны имена жертв крушения самолёта, изначально планировали поставить другой памятник.
Проект студентки КФУ Маргариты Калининой выиграл на конкурсе «Одна беда — общая память». Памятник в виде часов с замерзшими в момент крушения стрелками набрал на голосовании 30 % из 80 000 голосов.
Но неожиданно памятник «заменили».
«Прежний макет мне нравился больше, — отметил отец погибшей Альбины Зариповой. — Поэтому я установил макет в форме часов на могиле своей дочери».
В траурном мероприятии приняли участие более 100 человек. Почтить память погибших в этот день приехали также главы министерств и ведомств, члены правительства республики. В мечетях и храмах республики в этот день прошли богослужения в честь пассажиров и экипажа «Боинга».
Причина крушения
Результаты расшифровки «чёрных ящиков» Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обнародовал уже через два дня после крушения «Боинга». Диспетчеры слышали, как пилот предупредил о «непосадочном положении» самолёта, как пошёл на второй круг для посадки. Что произошло потом, почему командиру экипажа пришлось отключить первый автопилот, остаётся только гадать... Борт перешёл в ручное управление, нарушилась работа двигателей. На высоте 700 метров самолёт ушёл в смертельное пикирование. Позже эксперты скажут, что «не распознать длившееся в течение 20 секунд пике мог только человек в состоянии паники или, наоборот, в ступоре». В сентябре МАК огласил результаты «инженерно-технического исследования». Технических сбоев в механизмах борта не обнаружили. Косвенно родственникам погибших дали понять: всему виной — «человеческий фактор», ошибка пилотирования. Но прямого заявления об этом ведомство не сделало, высказались лишь эксперты.
Авиакомпанию «Татарстан» ликвидировали
Напомним, авиакомпанию «Татарстан», которой принадлежал разбившийся самолёт, и вовсе ликвидировали. Директора Аксана Гиниятуллина уволили через месяц после катастрофы, а все суда передали компании «Ак Барс Аэро». Сейчас авиакомпании «Татарстан» как перевозчика уже не существует, но она продолжает работать как техническая база для обслуживания самолётов.
После закрытия выяснилось, что у перевозчика крупные долги перед работниками, сумма достигала почти 300 млн рублей. В марте этого года сотрудники компании вышли на митинг с требованием компенсации. Долги удалось погасить лишь частично, после того, как авиакомпания продала за рубеж два самолёта «Ту-154», оставшихся после передачи авиапарка «АК Барс Аэро».
Моральную компенсацию потребовали 15 семей, родственники погибших в авиакатастрофе. Сумму затребовали немалую — почти 35 млн рублей. 40 потерпевших обратились в суд города Афины, потребовав денежные компенсации с лизинговой компании Awas, продавшей Татарстану самолёт, а также с американской компании «Boeing».Судебное заседание назначили на 7 января 2016 года, в декабре 2015 суду должны представить технические и юридические обоснования.
Официальной версии крушения нет
В международном аэропорту «Казань» рассказали, что после трагедии в работе аэровокзала ничего не изменилось. «Мы постоянно следим за безопасностью пассажиров, — пояснили в пресс-службе. — Мы контролируем только взлёт и посадку бортов, нахождение самолётов на нашей территории. Условия отвечают всем требованиям: на взлётно-посадочной полосе 3750 метров самолёты успевают и разогнаться, и удачно сесть. Она оснащена правильным освещением, принимает и грузоподъёмные суда в сложных метеоусловиях». Кстати, в 2013 году аэропорт признали лучшим в России, по рейтингу одного из агентств.
Между тем, официальную причину катастрофы не озвучили до сих пор. Отмечают это и сами работники авиапрома. «Кажется странным, что к работе авиатехников не ужесточили требования? — говорит председатель ППО профсоюза работников инженерно-авиационных служб гражданской авиации России Антон Бортюков. — Этому есть объяснение. Ведь официальную версию случившегося так и не назвали. В противном случае Росавиация сразу ввела бы изменения».