Что за судно Rhosus, с которого выгрузили взорвавшуюся в Бейруте селитру?
Аммиачная селитра (нитрат аммония), которая взорвалась при сварочных работах в порту Бейрута 4 августа, была конфискована с судна Rhosus в сентябре 2014 года. Об этом сообщил ливанский телеканал LBCI со ссылкой на итоги заседания Высшего совета по обороне Ливана.
Почему конфисковали селитру?
В сентябре 2013 года грузовой корабль Rhosus, ходивший под молдавским флагом, перевозил 2750 тонн селитры из грузинского Батуми в Мозамбик. Из-за технических неполадок судно сделало незапланированную остановку в Бейруте. После проверки государственным портовым контролем Ливана судну запретили выходить из порта по причине многочисленных нарушений правил эксплуатации. На Rhosus было выписано три ордера на арест.
Часть команды покинула плавсредство, для поддержания его жизнедеятельности на борту оставили четверых членов экипажа: троих украинцев и одного россиянина. По словам моряков, владелец Rhosus заявил, что обанкротился, перестал им платить и «фактически бросил судно» в Бейруте. Они утверждают, что владельцем был российский предприниматель, проживающий на Кипре, уроженец Хабаровска Игорь Гречушкин.
Оставшиеся на борту члены экипажа вернулись из Ливана лишь через год. Селитру переместили на хранение на склад на 12-м причале порта Бейрута. Ее должны были утилизировать, но за шесть лет так этого и не сделали. По данным ливанского телеканала, незадолго до взрыва на складе с конфискатом побывала инспекция и обнаружила щель, через которую можно проникнуть на территорию. Согласно одной из версий, взрыв произошел, когда сварщики пытались закрыть то самое отверстие.
Что известно о судне Rhosus?
Rhosus — торговое грузовое судно, построенное в 1986 в Японии в городе Наруто. Изначально называлось Daifuku Maru № 8, затем несколько раз переименовывалось: в 2002 году — в Seokjung № 505, в 2005 году — в Zheng Long, в 2007 году — в New legend glory. Название Rhosus носит с 2008 года.
The ship was called the Rhosus and looks like a piece of work pic.twitter.com/laASJunwih
— Alec Luhn (@ASLuhn) August 5, 2020
Последним портом прописки судна значится Джурджулешты — единственный порт Молдавии с выходом к Черному морю, находящийся в непосредственной близости от молдавской границы с Румынией и Украиной. По данным из открытых источников, в 2013 году владельцем судна была фирма Teto shipping Ltd, которая была зарегистрирована на Маршалловых островах в 2012 году и прекратила свое существование в сентябре 2014 года. На тематических форумах моряков встречаются негативные отзывы о компании и судовладельце Игоре Гречушкине: бывшие сотрудники писали о задержках по зарплате, нехватке продуктов на борту и аварийном состоянии судна.
Длина судна составляет 87 м, ширина — 12 м. Максимальная скорость — 11,1 узла (20,5 км/ч). Валовая вместимость (объем всех закрытых помещений под верхней палубой, в надстройках и рубках) — 1900 т, дедвейт (суммарная масса судна и его нагрузки) — 3226 т.