Что известно о задержании российского сухогруза «Жибек жолы» в Турции?
В четверг, 7 июля, российский сухогруз «Жибек жолы» покинул турецкий порт Карасу. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в Анкаре. Официального подтверждения от турецких властей нет.
Представитель экипажа сообщил агентству, что у сухогруза нет проблем, но оно вынуждено покинуть акваторию турецкого порта из-за простоя.
Ранее, 6 июля, заместитель директора департамента информации и печати МИД РФ Алексей Зайцев сообщил, что сухогруз не арестован и не задержан, а проходил в Турции «стандартные процедуры».
По информации РИА Новости, «Жибек жолы» задержали в Турции в начале июля. Сухогруз прибыл из Бердянского морского порта в турецкий Карасау 1 июля.
О задержании судна также сообщил украинский посол в Турции Василий Боднар.
Ранее глава военно-гражданской администрации Запорожской области Евгений Балицкий написал в своем Telegram-канале, что первое торговое судно из Бердянска ушло после разминирования порта 30 июня.
«Безопасность сухогруза обеспечивается кораблями и катерами Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота», — написал Балицкий.
Бердянск находится под контролем российских военных с конца февраля.
Что было на борту судна и почему его задержали?
По данным Reuters, турецкая таможня задержала российский сухогруз по требованию Украины. Якобы он перевозил большую партию «украинского зерна» из Бердянска. По информации Министерства иностранных дел Украины, общий вес груза составил около 4 500 тонн зерна.
По словам замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ имени М. В. Ломоносова Богдана Безпалько, задержание Турцией российского судна — это имитация борьбы с Россией для Запада, а также возможность для торга с Москвой по вопросам, где у сторон есть противоречия.
«Это жест, который Турция сделала, чтобы угодить Западу или Украине и показать свою лояльность. Через какое-то время наше судно будет отпущено, при этом Турция сделает все, чтобы понравиться Украине и США. Это и предмет торга, и имитация борьбы с Россией», — заявил эксперт РИА Новости.
Кому все-таки принадлежит зерно и сухогруз «Жибек жолы»?
Сухогруз «Жибек жолы» принадлежит казахстанской национальной компании «Казахстан темир жолы» (Железные дороги Казахстана, КТЖ). 26 октября 2021 года ТОО «KTZ Express Shipping» (структура КТЖ) заключила договор о фрахтовании судна без экипажа с российской компанией ООО «Грин-Лайн» сроком до 30 ноября 2022-го.
Как сообщается на сайте КТЖ, российская компания заключила контракт на оказание услуг по перевозке зерна из Украины в Турцию с эстонской компанией «Mangelbert OU», являющейся трейдером зерновых культур и масел с 1999 года.
По заверению руководителя «Mangelbert OU», судно «Жибек жолы», загруженное в Бердянском морском торговом порту пшеницей (6927,8 тонн), отправилось в Турцию по просьбе украинской стороны.
«Также он (руководитель “Mangelbert OU” — прим. ред.) утверждает, что зерно является украинским и перевозка осуществляется по согласованному гуманитарному коридору по просьбе украинской стороны», — сказано в официальном сообщении казахстанской национальной компании «Казахстан темир жолы».
Имеет ли Россия какое-либо отношение к продаже зерна?
Россия к продаже зерна не имеет никакого отношения, отмечает пресс-служба КТЖ. Сделка заключена между Эстонией и Турцией.
«Сделка продажи зерна была между эстонской компанией “Mangelbert OU” и турецкой стороной. Продавец, являющийся компанией, зарегистрированной в Европе, заявляет о законности сделки», — подчеркнули в КЖТ.
Также отмечается, что российские арендаторы судна (компания ООО «Грин-Лайн» и ее руководство — Щепин А. В., Тихомирова М. В.) не состоят в санкционных списках США, ЕС, Великобритании и Канады.
Что из себя представляет сухогруз «Жибек жолы»?
Грузовое судно «Жибек жолы» (в переводе с казахского — Великий шелковый путь) построено на ООО «Невском судостроительно-судоремонтном заводе» (Ленинградская область) в 2016 году.
Основные характеристики сухогруза:
- длина — 140 м;
- ширина — 17 м;
- высота борта — 6 м;
- тоннаж судна — 7146 тонн;
- порт приписки — Санкт- Петербург;
- судовладелец — ТОО «KTZ Express Shipping;
- позывной — UBFT3;
- экипаж — 10-12 человек.
Источники информации:
ria.ru/20220704/sudno-1799983815.html
vesselfinder.com/ru/vessels/ZHIBEK-ZHOLY-IMO-9598880-MMSI-273216220