Бумага, а не работа
Уголовное дело было возбуждено по ч. 3 ст. 293 УК РФ (халатность, повлёкшая по неосторожности смерть более двух лиц).
«Подозреваемыми в совершении этого преступления являются глава муниципального образования Крымский район Василий Крутько, - официально сообщили в СК, - глава Крымского городского поселения Владимир Улановский, глава Нижнебаканского сельского поселения Крымского района Ирина Рябченко и и. о. руководителя МКУ «Управление по предупреждению ЧС и ГЗ муниципального образования Крымский район» Виктор Жданов.
Следователи считают, что к массовым жертвам привело ненадлежащее исполнение вышеперечисленными должностными лицами своих обязанностей. Своевременно получив штормовые предупреждения об опасности затопления, представляющего угрозу для жизни и здоровья граждан, чиновники не только не организовали эвакуацию людей, но даже не оповестили население о надвигающейся опасности. Кроме этого, по словам главы СК Бастрыкина, документ о введении чрезвычайной ситуации в Крымске оказался фальшивкой: соответствующее решение было принято задним числом - лишь на утро после трагедии, когда основная масса людей уже погибла. «Таким образом, большинство тех действий, которые мы взяли из нормативных актов, практически не выполнялись, не реализовывались, и в администрации царили неразбериха и хаос», - заявил председатель СК.
Сравнительно быстрое выявление подозреваемых в смертоносной халатности чиновников вроде бы радует. Однако складывается впечатление, что список реальных виновников далеко не полон. Почему среди обвиняемых нет высокопоставленных сотрудников профильных и контролирующих ведомств? Разве не должна информация о возможном наводнении, грозящем жизням множества россиян, мгновенно передаваться руководству региона, высшим чинам МЧС или правоохранительных органов? Почему ведомство, отвечающее за предотвращение чрезвычайных ситуаций, самоустранилось, передав собственные обязанности местным властям? Как вышло, что заранее не проводилось никаких соответствующих учений, а система оповещения о ЧС отсутствовала или не работала? Как могло случиться, что людям не дали чётких указаний и советов даже после того, как убийственная волна уже накрыла их дома? Куда смотрели специалисты Гостехнадзора, которые впоследствии рассказывали лишь о якобы конструктивно непредусмотренной возможности слива воды из Неберджаевского водохранилища? Почему ничего не предпринимали военные и правоохранители, находившиеся неподалёку от затопляемых мест? Или при возникновении ЧС ведомства и организации не могут разобраться, кто, как и за что отвечает?
Вертикаль безответственности
Ясно, что муниципальные начальники из числа гражданских просто не умеют быстро (а тем более вечером накануне выходных) собирать штаб по борьбе с последствиями чрезвычайного происшествия и оказывать своевременную помощь нуждающимся. А никаких конкретных инструкций на этот счёт у местных властей, естественно, нет. Кроме того, действующая сегодня в стране система управления заставляет чиновников во время ЧП в первую очередь думать не о спасении людей, а о том, как прикрыть свои тылы от возможной критики сверху. И лучший способ не ошибиться и не оказаться виноватым - ничего не предпринимать, предъявив потом документ о своевременной и кипучей деятельности.
В полиции последнее время принято наказывать за проступки подчинённых их непосредственных руководителей. Почему бы не задействовать этот принцип и в других госструктурах? Ведь подчинённых, не умеющих и не желающих отдать приказ о быстрых и необходимых шагах по борьбе с внезапно возникшей бедой, кто-то брал на работу! Выходит, проще назначить стрелочниками нескольких мелких сошек, а всем вышестоящим всё как всегда сойдёт с рук.
Но почему же тогда считается, что наделённые властью лица занимают ответственные должности? Ответственность же должна подразумевать серьёзные санкции для не справившегося со своими обязанностями человека? А ещё отчего бы не определить чётко, кто, когда и за что отвечает? К примеру, за правильную организацию мер по спасению людей должно нести ответственность МЧС. Этому же ведомству вменяется в обязанности проводить такую простую, но несправедливо забытую вещь, как учения. Чтобы граждане знали, как действовать в случае тех или иных ЧП. Тогда бы и жертв было гораздо меньше.