На Украине было завершено расследование уголовного дела группы предполагаемых террористов, подозреваемых в подготовке покушения на Владимира Путина и Рамзана Кадырова. Как пишет сегодня «Коммерсант» со ссылкой на Службу безопасности Украины, 20 июля Адам Осмаев и его сообщник Илья Пьянзин начали знакомиться с материалами дела.
Как ожидается, эта процедура не должна занять много времени, поскольку оба мужчины признают свою вину и даже предоставили следствию большую часть доказательств своей вины. Позже обвинительное заключение должна утвердить Генпрокуратура Украины, после чего дело будет направлено для рассмотрения в один из судов Одессы.
Сообщение о том, что на Украине арестованы члены террористической группы, готовившей покушение на Путина, появились в эфире «Первого канала» 27 февраля – всего за неделю до президентских выборов в России. Сообщалось, что за террористической группой, прибывшей в Одессу из Турции, стоял лидер северокавказского бандподполья Доку Умаров.
По данным журналистов, внимание правоохранителей подозреваемые привлекли 4 января, когда в одном из домов Одессы произошел взрыв самодельной бомбы. В результате погиб чеченец Руслан Мадаев. После этого СБУ вышла на след проживавших вместе с ним Пьянзина, Осмаева и его отца Асламбека, которого позже отпустили из-за отсутствия доказательств его вины.
Пьянзина и Осмаева-сына обвинили в незаконном обращении с оружием и взрывчаткой и порче имущества. В ходе дальнейших допросов подозреваемые сознались также в подготовке покушения на Путина, которое должно было состояться сразу после президентских выборов, и главы Чечни Рамзана Кадырова. По словам подозреваемых, заказчиком покушений был лидер северокавказских боевиков Доку Умаров. После этого Осмаева обвинили также в подготовке к теракту и в участии в террористической деятельности.
В апреле 2012 года Лефортовский суд Москвы вынес решение о заочном аресте Осмаева и Пьянзина, а ФСБ заочно обвинила Доку Умарова в подготовке покушения на Владимира Путина. Генпрокуратура РФ направила на Украину запрос об экстрадиции подозреваемых.
В России их обвиняют по части 2 статьи 209 УК РФ (участие в устойчивой вооруженной группе), части 1 статьи 30 УК РФ (изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления), статьи 277 УК РФ (посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности), части 3 статьи 223 УК РФ (незаконное изготовление оружия) и части 3 статьи 222 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств).
Между тем, как отмечают источники «Коммерсанта», быстрой экстрадиции подозреваемых в Россию, на что очень рассчитывали в Москве, не произойдет. По крайней мере, до тех пор, пока обвиняемому не вынесет приговор суд первой инстанции и приговор не вступит в законную силу после его обжалования, пояснил начальник пресс-службы Генпрокуратуры Украины Юрий Бойченко.
Кроме того, отмечает издание, в обмен на признательные показания Адам Осмаев мог рассчитывать на гарантии невыдачи в Россию, но поторопился. Дело в том, что новый Криминально-процессуальный кодекс Украины, в котором предусмотрены досудебные соглашения с обвиняемыми, вступит в силу только в октябре 2012 года.
Тем не менее, у Осмаева все же есть шанс остаться на Украине. Для этого ему лишь надо убедить судью, что в России существует реальная угроза для его жизни или его преследуют по политическим мотивам. В этом случае он может даже рассчитывать на политическое убежище, полагают источники в Генпрокуратуре Украины.