Конечно, в выборе места для ночлега главным было и то, что в соседних районах можно было закупить необходимое для пострадавших от наводнения жителей. Вообще-то первоначально я думал, что закупаться буду в Краснодаре. Расклад был такой: привожу то, что загрузил в Москве, раздаю жителям Крымска, попутно выясняю их нужды, и потом челноком курсирую между Краснодаром и Крымском, закупая и привозя всё необходимое выжившим после потопа.
Однако транспортный коллапс внес поправки в такой красивый план — одно дело проскочить 100 км от Краснодара до Крымска с хорошей крейсерской скоростью за час-полтора, другое дело тратить по
Так что Славянск-на-Кубани был хорошей альтернативой — полчаса дороги — и всё. Вообще, скажу вам друзья, Кубань и её жители мне понравились. Вот где Россия ещё жива! А Славянск-на-Кубани — очень красивый, и, что ещё важнее, очень цивилизованный город. Но об этом в другой раз.
Утром
Концепция моя была проста и безупречна: никто не поможет нам, если мы сами себе не поможем. Нужно было помочь пострадавшим от наводнения помочь себе самим. Для этого им нужен был в первую очередь инструмент для очистки своих жилищ от ила и мусора, ну и самые насущные бытовые приборы.
В итоге я скупил все имеющиеся на одном из строительных рынков Славянска-на-Кубани лопаты, грабли, ведра и электрические плитки. Вообще, в таких райцентрах торговцы не держат товар в оптовых количествах, и мне просто очень повезло — продавец, у которого я покупал лопаты, быстро включил все свои связи, и торговцы стали привозить все запасы того, что у них было, из домов. Вообще, кубанцы — они такие — не жадничают направить клиента к конкуренту, если у самих нет того, что нужно покупателю.
Но теме не менее объёмы того, что удалось раздобыть, были небольшими: полсотни лопат, несколько десятков электроплиток, и т.д. Хотя мой микроавтобус в результате опять был загружен под крышу.
Не теряя времени, мы поехали раздавать закупленное. Заранее было решено, что мы не будем раздавать стихийно, кому попало. Главное — это система.
Во-первых, так как количество все же было ограничено, мы раздавали самым пострадавшим. Определить их было легко — самыми пострадавшими были одноэтажные мазанки, расположенные в низине. Одноэтажные дома, стоящие на возвышенности, от наводнения не пострадали, равно как не очень сильно пострадали крепкие, богатые двух- и трёхэтажные особняки, даже попавшие в зону затопления. Однако получить инструмент пытались все. Но мы не теряли бдительности.
Во-вторых, мы раздавали лично в руки жителям пострадавших домов, проводя непосредственный подворный обход.
В-третьих, всё раздавалось под запись — ФИО, адрес, контактный телефон, что выдано, какие потребности есть. Теперь у нас есть база данных по самым пострадавшим семьям поселка Нижнебаканский (он же станица Нижнебаканская).
Во всяком случае, главное — я теперь точно знаю, кто больше других нуждается в помощи, и кому мы (команда Murzik.Ru) в первую очередь поможем деньгами. Вы ведь понимаете, что всё, что мы раздаём — это паллиатив, а кардинальное решение проблемы — это ремонт повреждённых жилищ, или вообще, строительство нового жилья. Государство, конечно, тоже поможет, и мы на него рассчитываем, но ведь и общество в стороне не останется. Поэтому нужно определяться с приоритетами в помощи.
В итоге, за несколько часов мы раздали всё, объехав несколько десятков домов на улицах, расположенных вблизи речки Баканки, которая и принесла все беды.
Должен сказать, что жители нас очень благодарили именно за то, что мы правильно определили наиболее необходимое. Ведь стоит жара, все сохнет быстро, и если ил не убрать, он затвердеет и станет как камень. А для этого нужны, в первую очередь, лопаты и вёдра — причем лопаты преимущественно совковые, а ведра металлические (пластик не выдерживает нагрузок). Ну и электроплиты были кстати — люди себе еду готовили на кострах, если могли найти дрова. Электричество в большинстве домов уже подключили.
Кстати, должен отметить: 12июля в Нижнебаканском уже были видны и спасатели, и волонтеры. Мы видели несколько машин, раздающих еду, одежду. Хотя жители говорят, что одежда уже не нужна, а её все везут и везут — секонд-хэнд мешками.
У встреченной группы волонтеров из Волгограда я спросил: «почему не раздаёте лопаты, грабли и прочее?» (они мне сами сказали, что пришел гуманитарный груз, и «там есть всё»). Ответ меня удивил: «да всё лежит в ангаре, мы по дворам ходим, рассказываем, чтобы приходили и брали».
Но ведь можно ходить по дворам, и, вместо того, чтобы рассказывать про лопаты, просто их раздавать?
Под конец, когда всё из моей машины было полностью передано людям, увидели такую картину: гора мешков и пакетов с одеждой вывалена на землю возле какого-то строения — типа «подходите, берите, кому нужно». А ведь это — та самая гуманитарная помощь, которую кто-то собирал, кто-то сортировал, кто-то вез за сотни километров. Пока я снимал эту картину на видео, подъехала очередная машина с «волонтёрами» и опорожнила свой багажник в общую кучу.
На сегодня всё, сейчас еду закупать лопаты, раскладушки, чайники, и фильтры для воды.
Проблема с водой ещё остается — хотя водопровод уже работает, вода там не очень — много грязи попало в водозаборные сооружения, и, дабы избежать инфекций, воду дезинфицируют хлором. Пить такую сложно.
«Стихийная помощь хуже стихийного бедствия». Репортаж из Крымска, часть I >>>
Продолжение следует.
Герман Пятов Координатор команды помощи сиротам Murzik.Ru, врач, кандидат медицинских наук |