История скандала
Конфликт начался в 2004 г., когда руководством страны было принято решение о строительстве платной автомагистрали Москва - С.-Петербург. Едва выяснилось, что дорога пройдёт через Химкинский лес, против зазвучали голоса экологов, местных жителей и даже чиновников. Среди них были депутаты Мосгордумы, обратившиеся к Правительству РФ с письмом о недопустимости подобного строительства и ходатайством о присвоении лесу статуса особо охраняемой территории. Один из главных активистов движения по запрету вырубки редактор «Химкинской правды» Михаил Бекетов был зверски избит и в итоге остался инвалидом. В 2009 г. губернатор Московской области Борис Громов подписал постановление, сокращающее ширину просеки с 3 км до 100 метров. В начале 2010 г. руководство «Росавтодора» всё же остановилось на варианте 43-километровой дороги шириной 100 метров. 1 марта 2010 г. Верховный суд РФ передал 150 га леса в фонд транспорта для строительства автомагистрали. Идея прокладки длинного тоннеля была отвергнута из-за отсутствия необходимых средств. С 15 июля экологи организовали круглосуточное дежурство и разбили свой лагерь. Через неделю на них напали несколько десятков неизвестных, скрывавших свои лица. Кто-то называл их нанятыми футбольными фанатами, кто-то - сотрудниками ЧОПа, работающего на подрядную строительную организацию. 28 июля группа молодых людей в масках закидала камнями здание администрации Химок. На месте никто из них не был задержан. По подозрению в организации этой акции позже арестовали активистов движения «Антифа» Алексея Гаскарова и Максима Солопова. До сих пор они находятся под арестом. По одной из версий, антифашистам заплатили сами химкинские чиновники, попытавшиеся таким образом ввести строгие меры против экологов.
Между прогрессом и природой
Доводы противников строительства на месте лесного массива автотрассы хорошо известны. Экологи объясняют, что лес является частью лесозащитного пояса Москвы. Защитники природы опасаются, что лесорубы не остановятся на уничтожении площадки под магистраль, а расчистят гораздо больший участок для объектов инфраструктуры и торговых центров. В итоге лесной массив перестанет сдерживать вредные выбросы в воздух от расположенной по соседству огромной свалки, аэропорта «Шереметьево», предприятий Долгопрудного, Химок и САО Москвы. Проведённый на прошлой неделе опрос показал, что против вырубки леса высказываются две трети москвичей.
На другой стороне баррикады находятся в основном чиновники, дорожные строители и люди, заинтересованные в скорейшем появлении магистрали между двумя столицами. На обвинения экологов они отвечают: дорога не нанесёт фатального урона лесному массиву, зато позволит разгрузить вечно забитое северное направление, что в свою очередь позволит уменьшить загрязнение столичного воздуха выхлопными газами стоящих в многочасовых пробках автомобилей.
Любой современный человек понимает, что за блага, получаемые от научного прогресса, часто приходится платить вмешательством в окружающую среду. Но, к сожалению, случай с Химкинским лесом наглядно показал, как реальная проблема становится разменной монетой в руках различных сил, пытающихся набрать дополнительные очки в политических и финансовых играх. При близком рассмотрении многие представители противостоящих лагерей оказываются продажными или амбициозными личностями, заботящимися не о природе или людях, а о собственном положении и кошельке. Возможно, наиболее правильным решением конфликта было бы проведение референдума, чтобы люди смогли выразить своё мнение: чем им предстоит дышать, как жить и передвигаться в мегаполисе и за его пределами.