Примерное время чтения: 8 минут
819

Кризисное управление для мам. Как научиться доверять и делегировать

Studio Romantic / Shutterstock.com

«Я ненавидела бремя понедельников, потому что чувствовала, будто каждое решение обнуляется. Внезапно никто в моей семье не мог отличить верх от низа, завтрак от ужина и не понимал, как выглядит подходящая для школы одежда». (Кендра Адачи, «Ленивая гениальная мама»). 

Если вы — мама, то такие понедельники у вас могут быть каждый день.

А еще в самый неподходящий момент кто-то обязательно подхватит ротавирус, карантин в садике объявят прямо в день важного совещания, а потоп, пожар и вызов к директору школы случаются одновременно. Если вы — мама, то вам часто кажется, что укротить этот хаос способны только вы. Но гораздо эффективней будет поручить всю работу тем, кто хаос создает. И вот пять шагов от настоящих кризисных менеджеров по управлению неуправляемым.

Шаг № 1: Соберите семейный совет и вместе составьте список важных дел

Конечно, у вас и так есть такой список для всех. Но важно, чтобы право голоса было у всех, кого эти дела касаются. Даже у самых маленьких! Пусть каждый член семьи выберет 2-3 проблемы и сам придумает — что нужно сделать для их решения. Если раньше вы никогда не привлекали к семейному планированию детей, сначала им нужно будет помочь придумать решение проблем. Чтобы «я никогда не хочу и не буду убираться» превратилось бы в «мне нужен отдельный угол, где можно полгода собирать паззл на 1000 кусочков и это никому не будет мешать».

«Я каждый день напоминала, что нужно убирать вечером все игрушки с пола (кто наступал ночью на кусочки Лего, тот поймет!). Но, когда мы поручили решить эту проблему сыну, то оказалось, что он просто не хочет убирать свои игрушки в непрозрачные ящики, где им “по ночам грустно и страшно”. И сам придумал, что хочет низкий стеллаж с длинными полками. Теперь на полу у нас идеальная чистота, без напоминаний». (Марина, мама трехлетнего Дениса)

Шаг № 2: Делегируйте и снижайте ожидания

Часто вся домашняя работа замыкается на маме именно потому, что кажется, что больше никто не сможет все сделать идеально. Но ведь идеально и не нужно, нужно, чтобы дела просто были сделаны вовремя. Поэтому обсудите с каждым членом семьи (и с приходящими помогающими вроде бабушек и нянь тоже): что они будут делать без ваших напоминаний и помощи.

Например, всего одна мама успевает после работы и забрать младшего ребенка из садика, и купить продуктов, и сделать ужин из трех блюд. Мама очень устает, но не просит помощи, потому что знает: если распределить те же самые обязанности на старшего подростка, мужа и бабушку, то это займет у них гораздо больше времени. Но ведь, в конце концов, результат все равно будет достигнут! И ребенок будет дома (пусть и в чужой куртке), и продукты будут куплены, и какая-то еда — приготовлена и съедена.

«Вы также можете взять себе за правило, что ходите в магазин раз в неделю, не пробуете незнакомые марки продуктов, когда у вас напряженный жизненный период — мало времени и много стресса. Выберите один простой рецепт и готовьте по нему, пока не надоест». (Кендра Адачи, «Ленивая гениальная мама»)

Мама — это живой человек, а не супергерой, особенно, если в семье кто-то болеет и требует отдельного ухода. Поэтому пусть у каждого члена семьи будут понятные обязанности и простые задания.

Шаг № 3: Создайте команду поддержки

Всегда важно (а особенно в нынешние непростые времена, когда рабочая и семейная нагрузка на всех мам возрастает со скоростью света) распределять обязанности среди членов семьи справедливо и поровну. Раз вы теперь — кризисный менеджер, больше не бросайтесь делать все сами, а сначала спрашивайте: а как моя команда может справиться с этим заданием?

Например, если основная бытовая проблема в том, что никто, кроме вас, не убирает на кухне после ужина (потому что одному убирать за всеми долго и скучно), спросите — какие мелкие обязанности на себя готов взять каждый. Возможно, придется разделить большую задачу на кусочки: кто-то вытирает стол, кто-то моет посуду, кто-то выносит мусор, кто-то расставляет вещи по местам. Всего 10-15 минут — и у вас чистая кухня, а у всех свободный вечер! А командный дух и веселые разговоры никому не дадут заскучать.

Шаг № 4: Не скупитесь на похвалу

Этот пункт часто кажется мамам немного обидным. Ведь вас-то за этот титанический, но незаметный ежедневный домашний труд никто особо не хвалит. Тогда почему за еду, сделанные уроки, стирку и оплаченные счета нужно хвалить остальных? И нужно ли вообще?

Нужно! Хвалить за хорошую работу нужно всех и всегда. И коллег, и родителей, и детей, и самих себя. Особенно полезно хвалить конкретно, например, «ты большой молодец, что постарался и вовремя сделал это скучное дело, хотя и не хотел». А себе почаще напоминайте, что вообще-то это вы всех научили и организовали!

Шаг № 5 : Используйте свободное время для перезагрузки

Итак, вы освободили себе немного сил и времени. И теперь вы можете потратить их на действительно важные дела! Например, на сон или учебу, на прогулку, творчество или встречи с друзьями. Выбирайте не «сделать еще больше дел», а то, что поможет накопить сил и справиться с тяжелыми временами. Быть мамой — непростая работа. А чтобы продолжать ее любить — нужно уметь просить и получать помощь.

«Будьте гением в том, что вам важно, и лентяем в том, что не имеет для вас значения». (Кендра Адачи, «Ленивая гениальная мама»)

А еще в нашем фонде знают, что уходом за детьми с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями тоже в основном занимаются мамы. Именно на них ложится основная физическая, лечебная, психологическая нагрузка и вся-вся семейная логистика. Мама тяжелобольного ребенка — всегда больше, чем просто мама. Она и юрист, и медик, и психолог, и нянечка, и учитель, и нутрициолог, и физиотерапевт, и реабилитолог, и еще миллион других профессий.

Поэтому в рамках проекта «Маршрут помощи для семей с тяжелобольными детьми», реализуемого за счет гранта мэра Москвы (предоставлен Комитетом по общественным связям и молодежной политики города Москвы), фонд «АиФ. Доброе сердце» в 2022-м году разработал учебную программу для Школы Равных Консультантов. В ней мы весь год учили мам не просто помогать друг другу советами, делиться опытом и вместе решать юридические и медицинские проблемы, но и бороться со стигматизацией тяжелых заболеваний, с выгоранием и обесцениванием собственного труда. И в следующем году мы планируем развивать это направление еще больше. Если вам или другим мама нужна такая юридическая и психологическая помощь и обучение — обращайтесь в наш фонд. Давайте будем к относиться к себе бережнее!

Фонд «АиФ. Доброе сердце» помогает детям и взрослым с тяжелыми и редкими заболеваниями. Мы оказываем медицинскую, юридическую и психологическую поддержку подопечным из самых отдаленных регионов. Поддерживая фонд — вы помогаете не только им, но и их семьям!

помочь
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы