Примерное время чтения: 9 минут
6285

Эмоции – под контроль! Как медику справиться с напряжением на работе

Лекарственное обозрение № 3. Суровые будни аптечных работников 01/03/2016
/ Maridav / Shutterstock.com

Лучше всего переносят психологические нагрузки эмоционально устойчивые люди.

О том, как сотрудники медицинских учреждений могут повысить свою эмоциональную устойчивость, рассказывает медицинский психолог городской клинической больницы № 67 имени Л. А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы Светлана Королёва.

Профессиональные проблемы медиков

Эмоции играют в нашей жизни очень важную роль. Разум — это опора на опыт и знания, а эмоции проявляются в нашей жизни уже с момента рождения, и именно они обеспечивают нам выживание и умение адаптироваться в окружающем мире. Эмоции украшают человека и подчёркивают его индивидуальность, но всё хорошо в меру: если мы будем слишком откровенны в своих эмоциональных проявлениях, то можем напугать, обидеть или оскорбить других людей. Поэтому каждому человеку в своём поведении важно достичь определённого баланса: руководствоваться разумом, но при этом сохранять эмоции. Для работников сферы здравоохранения умение владеть своими эмоциями особенно важно, так как по роду своей профессиональной деятельности они находятся в эмоционально неблагоприятной среде и чаще других сталкиваются с негативными эмоциональными проявлениями. Они вынуждены принимать на себя большой поток негатива со стороны пациентов, подавляя при этом собственные эмоции. Это колоссальная нагрузка, которая требует развития такого качества, как эмоциональная устойчивость.

Путь к эмоциональному равновесию

Чтобы предупредить неблагоприятное влияние эмоций со стороны неуравновешенных пациентов, нужно научиться признавать за ними право на свободное проявление этих чувств и не принимать их выпады в свой адрес. Для этого нужно чаще напоминать себе, что проблемы не у вас, а у пациентов: это с ними, а не с вами жизнь сыграла злую шутку, и они теряют самообладание из-за собственных нерешённых проблем. Постарайтесь снисходительно относиться к таким пациентам, простить им негативные эмоции и оправдать их недостойное поведение болезнью или другими проблемами. Выработав такую гибкость, вы сможете сохранять эмоциональное равновесие в любой ситуации, и работать вам будет намного легче. Напоминайте себе, что чужой негатив — вполне нормальное явление, и это поможет вам быстрее освободиться от эмоционального напряжения.

Причин для развития эмоциональной устойчивости у работников сферы здравоохранения очень много, но главными из них являются следующие.

Причина первая. Негативные эмоции пациентов, стресс и различные неприятности приводят сотрудников медицинских учреждений к снижению работоспособности: человек устаёт и перестаёт сопротивляться стрессу и накопившимся проблемам. При недостаточной эмоциональной устойчивости в такой ситуации можно потерять самообладание, и тогда может произойти эмоциональный срыв. Недавно был чудовищный случай с врачом, который избил пациента до смерти, — яркий пример того, как человек не смог совладать со своими эмоциями и в состоянии, близком к аффекту, совершил страшный поступок.

Причина вторая. Профессия медиков требует сдерживания эмоций, а это очень опасно для здоровья: постоянное сдерживание негативных эмоций (страх, тревога, раздражение и т. п.) отравляет наш организм токсинами стресса и приводит к психосоматическим заболеваниям. Длительное подавление раздражения и гнева — это прямой путь к ишемии, гипертонии, заболеваниям ЖКТ и двенадцатиперстной кишки.

Причина третья. Неумение контролировать свои эмоции может также привести к конфликтам с другими людьми. Чтобы сохранить своё здоровье и при этом достойно выглядеть в глазах пациентов, каждый медицинский работник должен уметь контролировать свои эмоции в любой ситуации. Развитие эмоциональной устойчивости поможет решить эту проблему.

«Скорая помощь» нашим эмоциям

Иногда случаются непредвиденные ситуации, которые «включают» наши эмоции в самый неподходящий момент: вспышка гнева, неприятная новость или недовольство руководства могут моментально вызвать у нас нежелательную реакцию. Лучший способ справиться с такой негативной эмоцией — покинуть то место, где она возникла (например, выйти из этого помещения), и постараться как можно быстрее снять напряжение и расслабиться. Для этого в первую очередь нужно выровнять дыхание. Дышите медленно: глубокий вдох — задержка — выдох. Можно медленно, мелкими глотками выпить стакан воды или намочить водой виски и запястья, это тоже окажет успокоительное действие.

Но бывают случаи, когда выйти из помещения или дать волю своим эмоциям невозможно — например, если вы сидите на совещании. Чтобы быстрее успокоиться в такой ситуации, нужно перевести угол зрения. Попробуйте посмотреть в окно, причём не просто так, а фиксированно: рассмотрите, что там происходит, и перечислите мысленно всё, что вы там видите, или просто медленно считайте до десяти — за это время эмоция должна уйти. Если посмотреть в окно не удаётся, переведите взгляд на своих сослуживцев: кто как выглядит, кто во что одет, какие у них причёски. Это тоже поможет отвлечься от неприятностей.

Самые простые способы снизить эмоциональное напряжение

Глубоко и медленно дышать

Массировать кончик мизинца

Перебирать чётки

Придумать собственные мантры и мысленно повторять их в трудной ситуации.

Подводя итог

В идеале для развития эмоциональной устойчивости неплохо стать оптимистом: люди с позитивным отношением к жизни в любой ситуации ищут положительные стороны и обязательно их находят. Пессимисты концентрируются на мрачных вещах, поэтому у них преобладают отрицательные эмоции, которые негативно отражаются на здоровье, эмоциональном состоянии и карьере. Старайтесь жить так, чтобы любая опасность воспринималась не как катастрофа, а как временная трудность. Если вы научитесь экономно расходовать свои эмоциональные ресурсы и силой разума корректировать своё поведение, это поможет в любой ситуации сохранять эмоциональную устойчивость и тем самым избежать многих проблем.

Управление эмоциями: пошаговая инструкция

Чтобы научиться управлять своими эмоциями, нужно понять природу их появления и научиться использовать их с максимальной выгодой для себя.

Шаг первый: признать появление неблагоприятной эмоции.

Есть люди, которые не признают появление у себя негативных эмоций. Когда такому человеку в определённой ситуации говорят: "Успокойтесь, пожалуйста«, — то в ответ он раздражённо заявляет: «Я спокоен!!!» Признание того факта, что некоторые ситуации действительно вызывают у вас негативные эмоции, будет первым шагом к развитию эмоциональной устойчивости.

Шаг второй: выяснить причину появления неблагоприятных эмоций.

Для этого нужно составить для себя перечень ситуаций, которые вызывают негативные эмоции, и понять круг проблем, которые к ним ведут. Другими словами — выяснить, что именно вас цепляет в каждом конкретном случае. Причины могут быть разные: социальные проблемы, повышенный риск, угроза здоровью или благополучию. Изучив перечень ситуаций, в которых у вас возникают нежелательные эмоции, вы сможете к ним подготовиться.

Ситуации, которые создают неминуемую опасность или угрожают жизни, вызывают у людей «честные» эмоции страха или агрессии — это оправданный ответ на реальную угрозу. Но чаще всего люди реагируют не на саму опасность, а на свою интерпретацию этого события. Например, конфликт внутри коллектива, который не представляет угрозы для нашей жизни, мы интерпретируем как что-то потенциально опасное и включаемся в борьбу. В этом случае неблагоприятные эмоции возникают в ответ на воображаемую угрозу, т. е. происходит неправильная интерпретация такой ситуации. Понимание того, что в данном случае никакой реальной опасности для жизни нет, поможет выровнять эмоциональный фон и действовать разумно и рационально.

Шаг третий: научиться преодолевать негативную эмоцию, если предупредить её не удалось.

Некоторые люди бывают настолько эмоциональны, что в определённых ситуациях от эмоционального напряжения они могут публично расплакаться. Зная за собой такую особенность, нужно научиться предупреждать развитие этой эмоции, так как если эмоция «пошла», то остановить её уже невозможно. Нужно понимать, что любой эмоции предшествует оценка ситуации («мне это страшно, неприятно» и т. п.), и именно эта оценка является толчком к появлению эмоции. Оказавшись в неприятной ситуации, постарайтесь первым делом её оценить и понять, что это — реальная опасность или всего лишь воображаемая угроза? Ответ на этот вопрос поможет более трезво воспринять обстоятельства и предупредить развитие негативной эмоции.

Но если негативную эмоцию предупредить не удалось, её необходимо выразить, так как подавленная эмоция представляет реальную угрозу нашему здоровью: если не плачем мы, то «плачут» наши органы. Хорошо, когда в трудный момент рядом есть близкие люди, которые могут нас выслушать, — любая вербализация того, что выводит нас из равновесия, снижает уровень эмоций и помогает быстрее успокоиться. К тому же друзья всегда помогут найти альтернативное решение, которое мы сами можем не заметить. После того как эмоция проявилась, постарайтесь как можно быстрее успокоиться.

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы