Александр Каплан, психофизиолог, профессор, завлабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфейсов биофака МГУ
Вообще прогресс человеку полезен - если речь идёт о медицине, например. Но есть одна область, в которой всё наоборот. Это отдельная сфера научно-технического прогресса - гаджетизация. Наши помощники умственной деятельности перешли черту, «красную линию», за которой начали отбирать у человека человеческое.
В былые годы нам приходилось сохранять в голове много информации, что требовало определённого напряжения ума. Когда вы стараетесь правильно разместить всё в своей памяти, продумываете каждую мелочь. И, если вспоминаешь что-то, вспоминается, как правило, по ассоциации - не только номер телефона, но и множество сопутствующих моментов. Отдавая способность запоминания на волю гаджета, мы утрачиваем и ассоциативные связи. А зачем? Когда будет надо, мы просто нажмём кнопку - и всё…
Раньше, даже если вы просто переписывали что-то себе в блокнотик, то особым образом двигали рукой, выводя буквы и цифры. У каждого человека есть свой неповторимый почерк, формирующий в том числе и его индивидуальность. Когда вы пишете, то мыслите активно. Человек, читающий книги, вынужден был оставлять полученную информацию в ячейках памяти, потому что в другой раз у него этой книги под рукой могло не оказаться. А теперь зачем запоминать что-то, когда оно всегда есть в Сети? В итоге значительная часть знаний уже не хранится в голове, а значит, вы не оперируете ими, когда размышляете. Выработался своего рода рефлекс: не запоминать то, что узнаёшь, потому что это лишнее усилие. И, что самое печальное, сокращается не только наша оперативная память, но и долговременная тоже.
Конечно, гаджеты не отучают нас думать вообще - они «всего лишь» отучают мыслить широко и ассоциативно. И все наши решения примитивизируются: у них могли бы быть более интересные варианты, но поневоле всё становится максимально простым и приземлённым. В гуманистическом смысле мы становимся всё более бедными. Да и будущие прорывы в науке могут оказаться под вопросом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции