Примерное время чтения: 6 минут
794

Протеин с подвохом. Есть много белка опасно для почек? Ученые нашли ответ

Белковые диеты переживают настоящий бум. На них успешно худеют, качки наращивают мышечную массу, а протеиновые коктейли и продукты стали утренним ритуалом офисных работников. С другой стороны, мы постоянно слышим: «Ешь много белка — посадишь почки».

И до настоящего времени у медиков не было однозначного понимания этой проблемы. Ситуация была несколько шизофренической. Ясность внесла только что вышедшая статья во влиятельном Clinical Kidney Journal («Клинический почечный журнал»). Исследование организовали ученые Арктического университета Норвегии.

Почему существовала страшилка о вреде белка для почек

Для начала выясним, почему много белка считалось вредным для почек. Объясняли это так: избыток протеина заставляет почечные клубочки работать на износ, вызывая в них повышенную фильтрацию и ускоряя развитие хронической болезни почек (ХБП). О ней нам ранее рассказывала главный терапевт РФ Оксана Драпкина.

Это кажется логичным, тем более что людям с явной ХБП обязательно ограничивают потребление белка, это реально тормозит развитие болезни. Но работает ли такая «патологическая логика» в норме, когда почки еще здоровы? Точного ответа не было, исследования показывали противоречивые результаты. Но большого доверия к ним не было, ведь они определяли так называемую «скорость клубочковой фильтрации» косвенно, рассчитывая ее по креатинину. Это ненадежный метод, так как уровень креатинина в крови зависит не только от работы почек, но и от мышечной массы человека и количества потребляемого белка.

Все это может повышать уровень креатинина и, следовательно, ложно указывать на снижение функции почек. Вот из этой ошибки и вырастала страшилка «Ешь много белка — посадишь почки».

Реальность вместо ложных цифр

В этот раз ученые измеряли скорость клубочковой фильтрации (СКФ) с помощью йогексола — это контрастное вещество иногда используют при КТ и рентгене. Такой метод считают золотым стандартом, так как он реально оценивает фильтрацию почек по времени выведения йогексола.

Ученые включили в анализ 1324 человека. Учитывая сложный метод исследования, это очень много. Их средний возраст был около 64 лет, и в начале наблюдения у них не было ХБП, диабета и сердечно-сосудистых заболеваний, показатель СКФ был нормальным.

За состоянием здоровья добровольцев следили более 10 лет, проводя повторные замеры СКФ. Потребление белка оценивалось с помощью подробнейшего опросника по питанию. В среднем участники получали с пищей ежедневно 1,2 грамма белка на килограмм веса в день. Всех добровольцев разделили на три группы: в первой — белка ели мало, менее 0,9 г/кг, во второй — нормально, от 0,9 до 1,4 г/кг, в третьей — много, 1,4 г/кг и более.

Главный вывод

Связь между количеством съеденного мяса, творога, бобовых и других источников белка со скоростью старения почек оказалась нулевой. Авторы не зафиксировали снижения СКФ, ни при повышении потреблении белка на каждые 0,1 г/кг/день, ни у людей, потреблявших его изначально много.

В целом, среди 1064 человек, чьи почки с самого начала работали отлично, хроническая болезнь почек за 10 лет развилась у 118 (СКФ опустилась ниже критической отметки в 60 мл/мин/1,73 м²). Но статистический анализ показал, что количество съеденного белка никак не повлияло на появление ХБП, ее причины были другими.

«Наши результаты... показывают, что более высокое потребление белка не связано со снижением СКФ. Эти данные указывают на то, что ограничение потребления белка, возможно, не является правильной стратегией для профилактики ХБП», — написали авторы исследования в статье.

Что это значит для обычного человека?

Результаты этого 10-летнего наблюдения имеют важное практическое значение. Если раньше врачи могли советовать здоровому взрослому человеку старше 40 лет не увлекаться мясными блюдами ради профилактики проблем с почками, то теперь оснований для такого запрета нет. Исследование показывает, что организм здорового взрослого прекрасно справляется с фильтрацией продуктов распада белка в пределах физиологических норм.

Ограничение белка остается жизненно важным только для пациентов с уже явно выраженной ХБП, когда почки физически не справляются с нагрузкой. Для всех остальных погоня за мускулами или желание сбросить вес с помощью высокобелковой диеты больше не должны омрачаться страхом перед диализом.

Важный нюанс касается источника белка. Если это ультрапереработанные продукты (колбасные и мясные изделия типа корейки, бекона и т. п., фастфуд), то вред для организма и почек нанесут соль, насыщенные жиры и конечные продукты гликирования (КПГ), а не сам белок.

Сколько вешать белка в граммах?

Чтобы ориентироваться в нормах потребления белка, полезно знать официальные рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Учтите, суточная норма белка рассчитывается именно на килограмм идеальной массы тела, а не реальной — иначе при ожирении рекомендация белка была бы сильно завышена (см. таблицу).

Категория

Рекомендуемая норма (грамм на 1 кг массы тела в сутки)

Здоровый взрослый (сидячий образ жизни)

0,8 — 1,0 г

Пожилые люди (старше 65 лет)

1,0 — 1,2 г (для предотвращения саркопении — потери мышечной массы)

Спортсмены и активно тренирующиеся

1,4 — 2,0 г

Бодибилдеры (фаза набора массы)

1,6 — 2,2 г

Люди на дефиците калорий (сушке)

1,8 — 2,5 г (чтобы сохранить мышцы при похудении)

Для наглядности: мужчине весом 80 кг, который трижды в неделю ходит в фитнес-центр, требуется около 112–160 граммов чистого белка в день. Это эквивалентно примерно 450–500 граммам куриной грудки, пачке творога и нескольким порциям круп или бобовых. Женщине весом 60 кг при умеренной активности достаточно 48–60 граммов белка — например, порции белой рыбы, двух яиц и стакана кефира.

Исследование подтверждает: придерживаясь этих общепринятых медицинских норм, ваши почки будут вне опасности. Белок перестал быть их врагом благодаря этому исследованию. Он является незаменимым строительным материалом для здоровой и активной жизни вашего организма.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах