Не всегда путешествие проходит для организма человека бесследно: поездка в транспорте может приводить к сбоям в работе ЛОР-органов. С какими проблемами можно столкнуться в самолете, машине или поезде, АиФ.ru рассказал к. м. н., врач-оториноларинголог высшей категории Владимир Зайцев.
«Редко что-то проходит бесследно. Любая поездка, любой переезд сопряжены с возможными последствиями для ЛОР-органов. Я не говорю, что они обязательно проявятся, но риски есть, и их надо учитывать, чтобы потом не расплачиваться испорченным отпуском. Надо быть настороженным, чтобы вовремя предупредить негативные сценарии», — говорит Владимир Зайцев. В первую очередь речь идет про различные сквозняки, ветра, кондиционеры и т. д. — тут человек в состоянии сам отрегулировать такие потенциальные источники опасности.
Кроме того, подчеркивает специалист, нельзя в отпуск отправляться в состоянии болезни или недолеченным. Дорога еще больше усугубит это состояние. Кроме того, обязательно нужно правильно оценивать, какие последствия могут быть у того или иного варианта путешествий.
Самолет
Один из пунктов, который надо заранее просчитывать и понимать, — люди в самолете сидят слишком близко друг к другу, отмечает ЛОР-врач. При этом далеко не всегда есть гарантии, а точнее даже с большой долей вероятности рядом может оказаться человек не совсем здоровый, который будет кашлять, чихать или сопливить. Соответственно, стоит этот пункт просчитать и принять профилактические меры.
Второе, что надо учитывать, отмечает специалист, это, конечно же, давление. Чаще речь идет не про давление на взлете, так как самолет довольно быстро взмывает в небо, занимает необходимый эшелон и продолжает уже свое движение по прямой и ровной воздушной трассе. «А вот снижается он не так быстро. И вот тут ситуация чревата давлением на уши, барабанную перепонку, среднее ухо. Оно будет неравномерным. Давление снаружи выше, чем внутри. На фоне такого несоответствия может развиваться аэроотит, когда перепонка перерастягивается», — говорит Владимир Зайцев.
Специалист отмечает, что давление на слуховую трубу очень сильное, что может грозить ее воспалением. Такой диагноз называют евстахеитом. «Если в процесс вовлечется помимо слуховой трубы еще и среднее ухо, то можно говорить о такой проблеме, как тубоотит», — говорит оториноларинголог.
Особые проблемы происходят в этом плане у детей. «У детей слуховая труба широкая и короткая, в связи с чем и восприимчивость гораздо выше. Дети чаще кричат в самолетах, капризничают, возмущаются. У взрослых, если и сильно болит, то они будут терпеть», — говорит Владимир Зайцев.
Еще стоит учитывать такой вариант, что мы сами можем лететь с насморком. Тут стоит соблюдать ряд рекомендаций, чтобы не ухудшить свое положение. «Нельзя резко сморкаться, потому что станет только хуже. Можно использовать в таком случае сосудосуживающие капли — и здесь этого не надо бояться или стесняться. Также в числе рекомендаций прием внутрь десенсибилизирующих препаратов, которые позволяют снизить отечность. При возникновении болевых ощущение можно применть обезболивающие», — говорит Владимир Зайцев.
Также он уточняет, что для облегчения своего состояния в самолете можно использовать спринцовку, с помощью которой можно выполнять пневмомассаж барабанной перепонки для выравнивания давления. Тут важно понимать, что предварительно стоит проконсультироваться с врачом по поводу такой манипуляции. Также в самолете работает и старая добрая рекомендация на тему жевания жвачки. Такая процедура будет способствовать напряжению жевательной мускулатуры, что позволит несколько выровнять давление.
А вот чего делать не стоит, так это зажимать себе нос и пытаться продуть. Оно, казалось бы, на первый взгляд ничего, отмечает ЛОР-врач, но если в носу есть слизь, то ее можно загнать в слуховую трубу. В самолете же это вдвойне опасно.
Кроме того, говорит Владимир Зайцев, значение имеет и длительность перелета. Если путешествие на пару часов, то гул самолета не успеет нанести столько вреда, сколько при путешествии часов на 7-9.
Автомобиль
Сегодня путешествия на автомобилях уже стали частью современной культуры. При этом не все задумываются, что длительные поездки на авто могут негативно сказаться на состоянии ЛОР-органов.
«Несмотря на то, что многие сегодня ездят на качественных автомобилях, в том числе и премиальных, все равно от такого явления, как вибрация, деться некуда. В летнюю резину, чтобы она быстро не стиралась, добавляют много полимеров, которые делают ее похожей на пластмассу, вследствие чего она сильно шумит и гудит при езде по трассе. Все это может стать причиной воздействия на слуховой нерв и приводит к его невриту и развитию сенсоневральной тугоухости», — говорит ЛОР-врач. Причем, как отмечает специалист, такая проблема может проявиться даже у не предрасположенных к подобной патологии людей. И тут, говорит Владимир Зайцев, конечно же, важен вопрос длительности поездки.
Еще один важный пункт при путешествии на машине — кондиционер. «Он пересушивает воздух в любом случае, на этом фоне пересыхает слизистая носа, может развиваться субатрофический ринит, когда в носу образуются корки, нос начинает подкравливать», — говорит Владимир Зайцев.
Кроме того, стоит понимать и то, что, как правило, кондиционер дует в одно и то же место. Человек обычно выстраивает его под себя, чтобы ему было комфортно, а дальше уже не перемещает дефлектор, чтобы несколько изменить траекторию воздуха. «Ему дует и дует в одну точку всю дорогу, а это может спровоцировать миозиты, то есть воспаление мышечной ткани, также может стать причиной отита, евстахеита и прочих проблем», — подчеркивает специалист.
Несколько снизить негативные проявления поможет правильное распределение в пути. Так, например, надо чаще останавливаться и делать небольшие перерывы в движении — это поможет снизить негативный гул на уши. Также стоит внимательно следить за кондиционером, не допуская переохлаждений.
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт, отмечает ЛОР-врач, с точки зрения состояния ушей, горла и носа в дороге, можно назвать наиболее оптимальным. «Дорога ровная, в современных поездах нет вибрации, перестука колес и т. д. Скорость примерно одинаковая и не слишком высокая», — говорит Владимир Зайцев. Единственное, что тут может вызывать опасения, отмечает специалист, — сквозняки и кондиционеры.
«Обычно кондиционеры выставляются централизовано и в соответствии с определенными техническими требованиями в зависимости от температуры на улице. Дальше уже зависит от человека — холодно ему так или нормально. Если холодно, стоит побеспокоиться о том, чтобы утеплиться в должной мере», — говорит Владимир Зайцев.
Кроме того, следует смотреть за тем, чтобы проблемы не создавали открытые окна вагона. Особенно если человек их приоткрыл и лег спать под форточку. Это может стать причиной развития евстахеита, переохлаждения слуховой трубы, носоглотки, спровоцирует синусит.
Так что чтобы в дороге не возникло неприятных сюрпризов, следует предусмотреть потенциальную опасность и предотвратить ее заблаговременно.