В итоге его удалось «восстановить» за счет пересадки указательного. Причем вся операция заняла около 2 часов. Сегодня по-прежнему немало детей серьезно травмируются в бытовых, казалось бы, условиях: на даче, на детских площадках, повреждая руки и ноги в играх или просто по неосторожности. И нередко решение проблемы ограничивается лишь поверхностной первой помощью, а последствия даже самой простой травмы могут сказаться на жизни ребенка, лишив его возможности полноценно пользоваться рукой. О том, как современные хирурги восстанавливают руки и возвращают им подвижность и полную функциональность, АиФ.ru рассказал заведующий отделением реконструктивной и пластической хирургии детской городской клинической больницы № 13 им. Н. Ф. Филатова, врач-хирург высшей категории Александр Александров.
Уникальная операция в СССР
АиФ.ru, Анна Шатохина: Александр Владимирович, как зародилось это отделение? Когда оно появилось?
Александр Александров: Само отделение единственное в своем роде, есть только в нашей больнице, а зародилось еще в Советском Союзе. Тогда приказом министра здравоохранения Петровского были созданы во всех регионах отделения микрохирургии для оказания как экстренной, так и плановой помощи. В обязанности медиков в этих отделениях входило приживление конечностей, например, после травмы, частей конечности. Первая операция в СССР по пришиванию полностью отделенных стоп у ребенка — дочки литовского фермера — прошла именно здесь. С тех пор опыт мы только наращивали.
— С чем приходится сталкиваться в работе?
— Здесь мы сталкиваемся с разными случаями: дети нуждаются как в плановой, так и в экстренной помощи. Чаще всего это различные пороки развития, заболевания кисти сосудистого характера: например, пороки развития вен, когда нет нормального кровотока, а значит, рука не работает так, как должна. Также мы сталкиваемся с проблемами сухожилий, заболеваниями, связанными с нервами, которые на кисти есть. Все это больные нашего профиля.
Проблемы кисти — это не только функциональные нарушения, это и эстетические недостатки, когда, например, на руке большие синие участки расширений, под которыми видны сосуды.
Секундное дело
— Почему появляются такие дефекты?
— Проблем много. Так, например, может быть виновата генетика или некачественно оказанная первичная помощь. Но чаще всего это травматизм: на его долю приходится больше всего операций. Так, например, сегодня это резаные раны кисти: их количество увеличилось в разы. Дети преимущественно получают такие, когда пытаются перелезть через заборы из профнастила. Сегодня модно ставить такие в частных домах или на дачах, только сверху их никто не закрывает, а край очень острый. Ребенок, когда хватается руками и пытается подтянуться, тут же режет сразу все сухожилия сгибателей четырех пальцев. Получить травму — это секундное дело, а вот восстановить все сухожилия — на это может уйти год (а то и больше) вместе с операцией, реабилитацией и т. д.
— Мы часто сталкиваемся с тем, что если дети сразу не попадают в руки сосудистых хирургов, специалистов по нейрохирургии и других узкоспециализированных врачей, помощь может быть оказана неправильно. То есть кожа зашита, рана обработана, а вот все, что обеспечивает функциональность руки, не работает. Через некоторое время после несчастного случая родители снимают повязки и обращают внимание на то, что что-то идет не так: у ребенка не сгибаются н не чувствуют пальцы, он не может нормально работать кистью. Тогда они начинают искать, куда обратиться.
Драгоценное время
— А если говорить о травмах с ампутацией?
— Мы можем восстановить целостность руки и вернуть ее функциональность. Но тут зависит от многих условий. Так, например, нужно грамотно доставить в больницу и пациента, и конечности. Если их правильно охладить, создать идеальные условия хранения, то время может доходить до 48 часов. Если мы говорим о пальцах (а такое нередко бывает при взрывах петард и прочих детских забавах), то с правильно охлажденным пальцем у нас есть 24 часа на проведение операции, чтобы все прошло без последствий.
В процессе операции сшиваются сосуды, сшиваются нервы, сухожилия. Затем конечность приживается. Что касается того, что нервные клетки не восстанавливаются... Да, они не восстанавливаются, но те нервные стволы, которые есть, являются направлением роста новых клеток — от центра к периферии, так постепенно восстанавливается чувствительность. И тут важно дать им направление, чтобы они не росли хаотично.
Уникальная работа
— А случай с девочкой можно назвать уникальным?
— Практически каждая операция, которая выполняется у детей, в том или ином смысле уникальна. Нет ни одной похожей кисти, ни одного похожего пальца. Та или иная особенность выполнения операции будет присутствовать обязательно, будь то разделение сросшихся пальцев или создание первого пальца кисти, как в той операции. Везде есть свои нюансы, которые зависят от возраста, формы патологии, от наличия того пластического материала, с которым нам предстоит работать.
Такие операции придуманы достаточно давно, перенос пальцев практикуют уже лет 30-40. Отсутствие большого пальца — серьезная проблема, ведь человек не сможет ничего брать, не сможет совершать простые хватательные движения. Это минус 50-70% работы кисти. Причины этого генетические, у таких пациентов во время беременности палец просто не заложился: за его появление отвечает целая группа генов. Мы можем сегодня скорректировать ситуацию, — врачи уже научились это делать — создавая большой палец из одного из 4 имеющихся. Это полицизация, т. е. перенос одного из длинных пальцев на место большого. Переносится палец прямо на сосудах и нервах, т. е. никаких пересечений не делается.
Мы в результате этой операции создаем у ребенка новую анатомию. В процессе выполнения манипуляций важен каждый этап: от планирования и выполнения кожных разрезов до окончательного результата. Ведь все (кожа, мышцы, кости, сухожилия) должно встать на свои места.
Дальше дело за грамотной реабилитацией. Мозг детей пластичен, он может со временем перестроиться. Для него этот новый большой палец станет нормальным, и весь функционал будет приведен к стандарту.
Родительское внимание
— На что надо обращать внимание родителям, чтобы понять, что у ребенка проблемы с рукой?
— Стоит присмотреться к ребенку. Банальная травма (скажем, прищемлен палец дверью, это одна из самых частых травм у детей сегодня) может показаться пустячной. Но если посмотреть глубже, то это может обернуться рядом неприятностей: это и эстетическая проблема, и снижение чувствительности, и уменьшение длины пальца, и деформация ногтя. Можно ведь прищемить так, что и часть пальца будет ампутирована. Если пойти к общим хирургам, дело может закончиться созданием культи пальца. Если пойти к реконструктивным хирургам, можно по максимуму постараться восстановить то, что утеряно, или правильно закрыть дефект.
Техника для Дюймовочки
— С какими инструментами и приборами приходится работать?
— В микрохирургии используется специальное оборудование. Возраст пациента для любой операции крайне важен, ведь чем меньше ребенок, тем с меньшими анатомическими структурами нам приходится работать. Это требует специального шовного материала и работы под большим увеличением. Потому что если у взрослого на пальце сосуды, например, толщиной около 1,5 мм, то у ребенка сосуд на том же пальце может быть 0,3-0,5 мм.
Таких отделений, как наше, в Москве больше нет. Подобное отделение есть в институте Турнера в Санкт-Петербурге. К нам везут детей со всей страны. И это хорошо, т. к., еще раз повторюсь, считаю, что помощь должна оказываться профильно, — узкими специалистами — тогда эффект и результат будут лучше.
— А какие требования предъявляются к врачам-микрохирургам?
— Наши врачи постоянно проходят повышение квалификации, получают знания как о новых течениях в отрасли, так и о мировых достижениях в данной сфере.
Кроме того, мы стараемся следить за человеческим фактором: в нашей сфере он особо важен. Ведь если у врача, занимающегося микрохирургией, реконструктивной хирургией и т. д., будут трястись руки хотя бы чуть-чуть, он не сможет работать. Поэтому все соблюдают определенные правила, установленные давно. За сутки до операции хирургам не рекомендуется курить, пить кофе, ходить в спортзал и поднимать тяжести.