Примерное время чтения: 6 минут
1482

На приём к роботу. Кто нас будет лечить через 5–10 лет?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. Что делать: повысить зарплаты, раздать продуктовые карточки или заморозить цены? 10/02/2021
В симуляционном центре университета студенты учатся оперировать на манекенах.
В симуляционном центре университета студенты учатся оперировать на манекенах. / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

У врачей появятся цифровые двойники пациентов. А помогать ставить диагнозы и назначать лечение будет искусственный интеллект.

Кто нас будет лечить через несколько лет? Какие медицинские специальности самые популярные? Как нужно менять подготовку врачей? На вопросы «АиФ» ответил ректор Сеченовского университета профессор Пётр Глыбочко.

Студентам покажут класс

Юлия Борта, «АиФ»: Пётр Витальевич, кто нас будет лечить через 5–10 лет? К вам всё так же приходят отличники с высокими баллами?

Пётр Глыбочко: Средний проходной балл на бюджетные места в нашем университете один из самых высоких в стране – 92. А на специальность «врач-исследователь» средний проходной балл – 98. В 2020 г. по числу поданных заявлений конкурс составил 19 человек на место – на 30% больше, чем годом ранее. На 2021/22 учебный год количество бюджетных мест нашему университету увеличено на 38%.

– Врачи старшего поколения жалуются, что молодых учат плохо.

– Старшее поколение всегда критикует младшее. Это нормально. Но если объективно, то систему обучения врачей нужно совершенствовать. В медицинских вузах сейчас не хватает практики. Первый курс медвуза в основном повторяет школьную химию, биологию, физику. Программа должна быть более специализированной, поэтому с 2021 г. у нас появится ещё один формат обучения – мастер-классы. На них студенты будут разбирать сложные и неординарные клинические случаи. Это способствует профессиональному росту молодых врачей. Дальнейшее развитие в университете получат и школы мастерства. Сегодня в вузе 41 школа. Их задача – практикоориентированность студентов.

Нужно серьёзно пересмотреть вопрос подготовки аспирантов. По статистике, лишь 14% выпускников аспирантуры защищают кандидатские диссертации во время обучения. В медицине чуть больше – до 25%. Мы внедрили для ординаторов и аспирантов обязательное наставничество. Плюс количество защит – это дополнительный критерий оценки работы кафедры и соответственно более высокой зарплаты заведующему и преподавателям. В итоге в 2020 г. у нас защитили кандидатские 41% аспирантов в течение года после окончания аспирантуры. Цель на следующий год – 80%.

Приятно то, что в медицину пришли неслучайные люди. Многие наши студенты до сих пор работают в «красной зоне», причём добровольно. И они наверняка станут хорошими врачами, пройдя такую школу жизни. В больнице, как известно, учат не только преподаватели, но даже стены.

И гинеколог, и стоматолог

– Едут ли ваши выпускники работать в регионы?

– Проблема дефицита медицинских кадров в регионах – ключевая для российского здравоохранения. В прошлогоднем послании президент В. Путин озвучил не только эту проблему, но и решение, предложив увеличить число целевых мест в бюджетном наборе на специальность «лечебное дело» до 70%, а по педиатрии – до 75% по заявкам регионов, где нехватка врачей ощущается наиболее остро. В Сеченовском университете эти цифры соблюдены. После 3-го курса студенты-целевики, которые были направлены регионами, уезжают на медсестринскую практику в регионы. И по окончании учёбы тоже отправляются работать к себе на родину.

– А как решить проблему с нехваткой среднего медперсонала?

– Для среднего медперсонала надо вводить социальный пакет, как и для врачей, которые уезжают работать в сельскую местность. Фельд­шерско-акушерский пункт не может быть без медсестры. Чтобы она туда поехала, нужно создать ей условия для работы, предоставить жильё, хорошую зарплату. Для медика важен профессиональный рост. Как его создать? Например, дать возможность учиться в целевой ординатуре.

– Считается, что врачи в стационаре лучше, чем в поликлинике. Разве их по-разному учат?

– Конечно, учат одинаково. Но проблема деления врачей существует не только в представлении пациентов. Её легко решить. Надо делать ротацию: отработав 3 месяца в поликлинике, врач переходит в стацио­нар, и наоборот. У обоих тогда появляются новые навыки. В нашем клиническом центре это практикуется 10 лет.

– Во время пандемии многие по-другому посмотрели на работу врачей. А раньше было много критики – как научили в вузе 20 лет назад, так и лечат…

– Сейчас пандемия многие вещи сглаживает. Но проблема никуда не делась. Если мы не введём непрерывное медицинское образование, качество оказания медицинской помощи не улучшится. Врач должен учиться постоянно. И сегодня все врачи сертифицированы. Но что это за сертификаты? Скажем, человек, работая врачом в Брянске, получает сертификат из Перми, что он обучился какой-то методике. Это же нонсенс! Некоторые имеют сертификат сразу и стоматолога, и гинеколога. Фирмы-однодневки штампуют эти сертификаты. По сути, никакого обучения там нет. Практикующие врачи должны учиться на протяжении всей жизни, причём не формально, не ради «бумажки». Необходимо, чтобы специалисты проходили подготовку и переподготовку в ведущих центрах страны.

Как попасть в федеральную клинику

– Много говорится о том, что университеты должны стать центрами науки. Как у вас с этим?

– Огромный новый корпус университета отдан под научно-технологический парк биомедицины, где создаются органы, ткани, лекарства, методы лечения, которые в дальнейшем внедряются в клиническую практику. Собран коллектив со всего мира. В том числе к нам приехали бывшие выпускники российских медвузов, которые работали за рубежом. Одно из приоритетных направлений разработок – цифровой биодизайн и персонализированное здравоохранение. Как раз в 2020 г. мы выиграли грант Правительства РФ и вошли в эту программу наряду с другими научными организациями. Цель – используя большие базы данных, искусственный интеллект, создать «цифровые двойники» заболеваний. Пока пяти – рак почки, лёгкого, колоректальный рак, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда. Специальные технологии будут помогать врачам ставить диагноз, назначать лекарства, делать прогноз заболевания. Это направление – одно из самых передовых в мире.

Кроме того, мы сейчас создаём роботическую ультразвуковую установку в урологии «РобоСкан». Вся рутинная работа по сбору данных ведётся роботом под управлением медперсонала среднего звена. А отдельные этапы выполняются даже автономно. Результаты обследований поступают на компьютер врача-эксперта по беспроводным каналам ­связи.

– Как попасть на лечение в ваши университетские клиники?

– С 2021 г. схема госпитализации пациентов в федеральные клиники существенно упрощена. Нужно взять страховой полис и приехать. Лучше предварительно позвонить в наш кол-центр и записаться на плановую госпитализацию: по некоторым направлениям есть очередь. Желательно, чтобы пациент был обследован, что позволит сразу приступить к лечению.

– Вы будете делать прививку от коронавируса?

– Я переболел, у меня есть антитела, поэтому пока нет необходимости. А вот дочь и зять привились вакциной «Спутник V». Это хорошая вакцина, всем советую.

Имеются противопоказания. Обязательно проконсультируйтесь с врачом

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы