Примерное время чтения: 7 минут
1566

Кто из гениев страдал безумием

Сестра художника Врубеля отмечала, что известные зарисовки «Демона» делались братом под влиянием болезненных переживаний.

Современники известного художника Винцента Ван Гога вспоминают о его психопатических состояниях.

«Ночью он несколько раз подходил к постели Гогена и пристально на него смотрел, когда последний спрашивал Винцента, в чем дело, тот молча ложился. На следующее утро в кафе Винцент внезапно бросил стакан с абсентом в голову Гогена, который после этого увел Винцента домой, где он сразу уснул. Вечером он пытался напасть на Гогена с открытой бритвой.

Вот как писал Гоген об этом: «Я уже почти прошел площадь Виктора Гюго, как услышал за собой хорошо мне знакомый нервный и торопливый шаг. Я обернулся как раз в тот момент, когда Винцент бросился на меня с бритвой в руке. Взгляд мой в эту минуту, должно быть, был очень могуч, так как он остановился и, склонив голову, бегом бросился домой».

В тот же вечер, придя домой, Ван Гог отрезал у себя часть уха, долго останавливал кровотечение, а затем вымыл отрезанное ухо, аккуратно его завернул в салфетку и отнес в ранее им посещаемый публичный дом. Там он отдал его одной из его обитательниц, сказав: «Вот сувенир от меня». Перед тем как выйти из дома, Винцент завязал голову и глубоко надвинул берет. Вернувшись домой, Винцент крепко уснул, на следующее утро полиция и переполошившиеся обывателя Арля нашли его почти «окоченевшим» и даже приняли за мертвого, обвинив в убийстве Гогена.

Винцента поместили в больницу, где у него было состояние возбуждения с бессвязной речью, страхами, религиозным бредом и отказом от пищи. Периодически он умолкал и застывал в одних и тех же позах. Помещенный затем в приют Сент-Реми для душевнобольных, он сделал у окна несколько рисунков с изображением толпы. Он кричал: «Я — святой дух, я в своем уме». Такую же надпись он сделал на стене своей палаты. Однажды ночью он нарисовал толпу с горящими свечами на шляпах. Вспышки странного пламени были темой его рисунков. И в этих странных фигурах было какое-то единство с его окружающим, все состояло из вращающихся, закругленных линий, и, конечно, в этих работах он всегда рисовал себя...

Появились «Жнец» — страшный желто-голубой символ смерти, «Звездная ночь» и «Дорога в Провансе» с их космическими вихрями и каким-то жутким танцем планет в лиловом ночном небе. Позднее он писал: «Я задумал «Жнеца» — неясную, дьявольскую, надрывающуюся под раскаленным солнцем на непосильной работе фигуру, как воплощение смерти, в том смысле, что человечество — это хлеб, который предстоит сжать».

В психических расстройствах часто подозревают Достоевского, отождествляя писателя с его персонажами-психопатами. Психиатр Владимир Чиж говорит о том, что Достоевский очень чутко чувствует и описывает природу и проявление психических расстройств. Ни для кого не секрет, что Достоевский страдал эпилепсией и описывал припадки в своих дневниках.

Некоторые ученые считают, что между феноменом гениальности и психическими отклонениями двунаправленная связь: гении склонны к сумасшествию, а сумасшедшие предрасположены создавать гениальные вещи.

Если взглянуть на труды наиболее выдающихся психиатров, определенно можно сказать только одно: гениальность есть патология, но что за патология – большой вопрос.

Первой наиболее развернутой работой на эту тему стал труд итальянского невропатолога Чезаре Ломброзо «Гений и помешательство». С одной стороны Ломброзо указывал на то, что гении страдали неврозами, с другой – говорил о том, что часто после того, как у человека обострялись болезни психики, он обнаруживал в себе недюжинный творческий потенциал. Ученый отмечал внешнее и физиологическое сходство между гениями и безумцами.

Однако в его работе были изъяны: думается, что некоторые «особенности» больше похожи на признаки, которые свойственны и обычным людям, а определяются скорее типом темперамента. В числе этих признаков были частая смена настроений, отсутствие усидчивости, религиозные сомнения и отклонения в половой сфере. Также были и такие факты, которые свидетельствовали скорее о чрезвычайной полноте и интенсивности жизни гениев, нежели об их душевных расстройствах. Однако Ломброзо тонко подметил: здравый смысл налагает определенные рамки на проявление фантазии человека, а его отсутствие, соответственно, раскрепощает и дает возможность отдаться иллюзиям и галлюцинациям.

«Вазари рассказывает о живописце Спинелли, что когда он после многих бесплодных попыток нарисовал наконец Люцифера во всем его безобразии, то последний явился ему во сне и укорял, зачем он изобразил его таким уродом. Этот образ потом в продолжение нескольких лет преследовал Спинелли и едва не довел его до самоубийства. Верга знал другого художника, который, долгое время упражняясь в рисовании змеевидных линий, стал видеть их перед собою днем и ночью, под конец даже превратившимися в настоящих змей. Это до такой степени мучило его, что он пытался утопиться», - писал ученый.

Ломброзо вспоминает и о «Мессинской невесте», написанной Шуманом во время припадков сумасшествия.

В числе больных знаменитостей автор называет Моцарта, Латтре, Бетховена, Доницетти, Перголези, Феничиа, Риччи, Рокки, Россо, Генделя, Дюссека, Гофмана, Глюка и многих других.

Николай Гончаренко, изучив труд Ломброзо, написал книгу «Гений в искусстве и науке», где доказывал необоснованность его идей. Он утверждал, что безумие является лишь следствием достижения наивысшей точки напряжения, натяжения творческой нити, перехода грани, которого может и не произойти. По словам Гончаренко, творчество не всегда принимает форму безумия, это лишь один из вариантов развития событий: безумным может стать любой человек.

Бологов и Арнхейм в своих трудах утверждали, что безумцы начинают развивать творческий потенциал для того, чтобы нивелировать признаки болезни и сделать более легкими условия ее протекания. Только после того, как сумасшедшие начинают творить, мир признает их гениальность.

Была и иная точка зрения, которой придерживался Григорий Сегалин. Он считал, что безумие и гениальность представляют собой некоторый симбиоз и существуют неразрывно друг от друга. Также думал и немецкий психиатр и психолог Эрнст Кречмер. Он говорил: безумие обязательно сопряжено с гениальностью.

В своем труде Сегалин рассказывает о гениях, которые страдали психическими отклонениями, так поэт Батюшков был помешанным в течение 49 лет, у Флобера была истеро-эпилепсия, у Гаршина - циркулярный психоз: он несколько раз лечился в психиатрических больницах и покончил с собой во время приступа меланхолии. Бальмонт совершил неудачную попытку самойбийства, выбросившись из окна. Толстой и Чайковский страдали эпилепсией, а Шуман скончался в психиатрической больнице. Стендаль имел шизоидную с параноическим оттенком натуру. Психическими расстройствами страдали Гоголь, Достоевский и Руссо.

Российский психиатр Владимир Чиж начал изучать душевные болезни классиков исходя их того, что гениальность и болезнь психики объединяет одно – отклонение от норм, правил и стандартов. Однако есть повод поспорить: отклонение отклонению рознь. Если за норму и абсолют брать ординарного человека, то стоит помнить, что отклонения могут происходить в совершенно разных плоскостях, а потому даже патологии нельзя отождествлять одну с другой. Аспирином можно снять головную боль, но вряд ли он поможет от бесплодия, хотя и то и другое определенно болезнь.

Сальвадор Дали, которого современники окрестили безумцем говаривал: «Единственная разница между мной и сумасшедшим, в том, что я совершенно нормален».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы
Самое интересное в соцсетях
Пенсионер в России хотел сжечь заживо женщину за отказ ему
Россияне, скоро цены вырастут на все продукты
Денис Дорохов был замечен на этом мероприятии
Если вы купите это кофе, то будете мучаться
Если от вашего лица взял займ — делайте это