Примерное время чтения: 6 минут
832

Брекеты не помогли? Ортодонт рассказала, что надо знать перед лечением

Кривые зубы, неправильный прикус, повышенная стираемость зубов, проблемы с жеванием и речью, щелчки и боли в области височно-нижнечелюстного сустава — вот далеко не полный перечень проблем, с которыми имеет дело врач-ортодонт.

Пациентов у таких специалистов немало, но не все они остаются довольны результатом. Некоторые жалуются, что после лечения стало даже хуже. Почему так может быть и как избежать проблем и получить хороший результат, aif.ru рассказала врач стоматолог-ортодонт, гнатолог Элина Макаревич.

Почему лечение не удалось

«30% пациентов, которые обращаются к нам в клинику за помощью, приходят за перелечиванием, — говорит эксперт. — Чаще всего встречаются жалобы на то, что после проведенного лечения прикус остался неправильным, появились хруст, боль и щелчки в области сустава, лицо стало асимметричным, изменился профиль, участились головные боли, появился шум в ушах, а зубы «разъехались».

В чем дело? В стране не хватает квалифицированных ортодонтов? Или сами пациенты что-то делают не так?

Причина № 1. Отсутствие командного подхода. «Важно понимать, что организм человека является единой системой, где все структуры взаимосвязаны, и при изменении функции одних меняется работа других. При работе с зубочелюстной системой врач-ортодонт влияет не только на зубы, но и на сустав, мышцы, лицо в целом, — говорит Э. Макаревич. — Поэтому лечение должно происходить с соблюдением правильной последовательности и комплексного функционального подхода, где над клиническим случаем работает не один ортодонт, а команда стоматологов, а при необходимости необходимо подключать смежных специалистов: невролога, остеопата, лор-врача».

Причина № 2. Невылеченные стоматологические заболевания. Перед началом лечения пациент обязательно должен пройти санацию полости рта: вылечить воспалительные процессы (кариес, пульпиты), заменить старые разрушенные пломбы, восстановить сильно разрушенные зубы, покрыв их временными коронками. В противном случае есть риск быстрого прогресса воспаления, вплоть до потери зубов.

Причина № 3. Недостаточная диагностика. Диагностика, по словам эксперта, — самый важный этап, определяющий исход всего лечения. По ее опыту, 95% пациентов, обращающихся повторно после неудачного лечения у ортодонта, не проходили должной диагностики. Именно от полноты диагностики зависит, какой результат будет получен. Объем исследований, в свою очередь, определяется количеством имеющихся у пациента проблем. Его определяет врач на первичной консультации.

Базовая диагностика заключается в применении артикулятора — специального устройства, которое позволяет провести анализ смыкания челюстей, воспроизводя положение и движение нижней челюсти пациента. Также обязательно проводятся:

  • 3D-цефалометрия (позволяет провести интерпретацию рентгеновских снимков, чтобы выявить анатомические особенности челюсти и мягких тканей),
  • МРТ сустава,
  • мышечная пальпация (прощупывание).

Диагностика может быть расширенной, с проведением кондилографии (оценивает состояния височно-нижнечелюстного сустава с помощью прибора кондилографа). Применяется, если у пациента по результатам МРТ выявлены проблемы или в анамнезе уже есть жалобы на сустав.

Причина № 4. Неправильная последовательность лечения. Если пациента беспокоят височно-нижнечелюстные суставы (хруст, щелчки, боли), спазмы, шум в ушах, — лечение обязательно проводится до установки ортодонтической системы с использованием специальной каппы-сплинта.

Причина № 5. Недисциплинированность самого пациента. Во время ортодонтического лечения важно, чтобы он соблюдал график визитов по коррекции прикуса, а также все рекомендации врача по гигиене полости рта и ношению эластиков на брекетах. Если этого не делать, не получится добиться желаемого результата, и к тому же можно будет получить осложнения в виде различных побочных эффектов, которые устранять зачастую сложно и требуется немало времени.

Причина № 6. Игнорирование заключительного этапа лечения. После снятия ортодонтической системы — брекетов или элайнеров, пациенты видят идеальный результат и больше не хотят продолжать лечение. Но так делать нельзя. Чтобы закрепить результат, необходимо перейти на следующий обязательный этап — ретенционный. Ретейнеры фиксируются на внутренней поверхности передних зубов и также ортодонтом изготавливается капа для ночного ношения. Цель этого этапа — предотвратить рецидив, стабилизировав положение зубов, которые после снятия некоторое время имеют подвижность.

«Если у пациента разрушена анатомия зубов: множественные пломбы, некорректные коронки, выраженная стираемость, то после ортодонтического лечения необходимо восстановить анатомию ортопедическим путем: коронками, винирами, накладками и т. д., что позволит пациенту правильно и эффективно функционировать в новом прикусе», — дополняет эксперт.

Дело не в кривых зубах

По словам Э. Макаревич, задача ортодонта — не «выровнять кривые зубы», как уверены многие пациенты, а найти первоисточник проблем, что возможно только при командной работе со смежными специалистами. Правильная тактика лечения позволяет пациенту не только стать обладателем красивой улыбки и избежать кариеса и других стоматологических заболеваний, возникающих из-за скученности зубов, но и скорректировать множество сопутствующих проблем, таких, как: головные боли, шум в ушах, плохая дикция, боль и щелчки в челюсти. После качественно проведенного ортодонтического лечения также лицо становится более симметричным, а профиль — гармоничным. Кроме того, улучшается постура (то есть, поза при стоянии), так как создается поддержка для мягких тканей. Соответственно, снижается риск развития проблем с позвоночником. Однако все это возможно только при правильном и грамотном планировании лечения. В противном случае оно не только не уберет имеющиеся проблемы, но и приведет к новым осложнениям.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы