Уже дважды в этом месяце мой сын-третьеклассник плакал по утрам: «Не хочу идти в школу, устал, дай мне денек побыть дома».
Конечно, он устал, а впереди еще целый месяц этой длинной-длинной третьей четверти. Он теперь долго раскачивается, прежде чем сесть за домашнюю работу, вздыхает, перебирает бумажки, карандаши, никак не может сосредоточиться... Утром он перестал завтракать. В пять часов вечера начинает зевать и говорит, что уже хочет спать...
Может, и правда дать ему денек отдохнуть? Но как вспомню свои сложные отношения со школой... Зачем мне разбирательства, почему ребенок прогулял? Зачем мне еще тут нервотрепка? Поэтому я строго призываю сына не ныть, собираться и потерпеть немного до каникул.
Но тут я случайно разговорилась с нашим участковым педиатром, и она убедила меня, что я неправа. Есть, оказывается, даже такой диагноз – «синдром третьей четверти». Вялость, апатия, плаксивость… – все это его признаки. Но справиться с этой болезнью можно домашними средствами, не прибегая к помощи врача.
Прислушайтесь к недельному биоритму. Самая большая усталость наваливается на детей в четверг. В тех школах, где грамотно составляют расписание, в четверг – самые легкие уроки. И объяснений нового материала, и контрольных обычно не бывает. Поэтому, если чаду совсем невмоготу учиться, разок-другой не ходите в школу именно в этот день недели.
Но оставаться дома – не значит весь день лежать перед телевизором или играть на компе. Лучше выспаться и погулять. Хорошо в дополнительный выходной сходить в бассейн, в фитнес-клуб или провести день в движении на воздухе.
За день пропуска медицинскую справку в школе не потребуют, достаточно объяснительной записки от родителей.
Снизьте интеллектуальную нагрузку. Если можно, отложите на время дополнительные занятия иностранными языками, математикой, шахматами…
Не ругайте ребенка за плохие отметки, за кое-как сделанные уроки. Отдохнет – учебу нагонит.
Больше двигайтесь и больше спите. Посмотрите, остается ли у ребенка время на активный отдых – прогулки, занятия спортом или танцами? Физиологи говорят: школьник легче выносит учебные нагрузки, если много двигается. Пройти, пробежать, проскакать ученик младших и средних классов должен около 7 км в день. Гулять в идеале – 3 часа (!) в день. Не получается столько в будни? Уезжайте за город на выходные.
А сколько ваш наследник спит? Должен не меньше 9-10 часов.
Налегайте на свежие фрукты и овощи, свежевыжатые соки. Если не пьете аптечные витаминные комплексы постоянно, попить их надо хотя бы сейчас, в начале весны.
Мясо и рыба ребенку тоже нужны – белки стимулируют работу мозга. А вот сладкую выпечку ограничьте, не нагружайте печень и поджелудочную, это снижает и без того ослабленный усталостью иммунитет.
Проверьте артериальное давление. У некоторых детей, чаще у девочек, из-за перегрузок оно может подняться. Норма верхнего показателя для младшеклассника – 80-100 мм рт. ст. При повышенном давлении учебные нагрузки надо срочно снизить и больше гулять. При пониженном – плюс к этим рекомендациям ребенку можно давать по утрам несколько капель настойки лимонника, женьшеня или элеутерококка.
Пропейте курс глицина: 1 таблетка утром, 1 таблетка вечером в течение 25 дней. Это аминокислота, которая образуется в клетках головного и спинного мозга. Она резко расходуется при интенсивных умственных нагрузках. Глицин поможет концентрировать внимание, улучшит память, снизит раздражительность.
И держитесь, скоро – весенние каникулы!
***
...Поговорив с врачом, я поняла, что все признаки «синдрома третьей четверти» есть и у меня, хотя я давно уже не школьница. И больше всего мне хочется сейчас залечь пораньше спать и не вставать завтра на работу. Может, попросить бабушку написать начальству записку, что меня свалила школьная усталость?
Кстати
Признаки школьной усталости:
► Ребенок долго не может заснуть вечером, а утром его не добудишься.
► Стал плаксив и обидчив. Или излишне подвижен, возбужден.
► Плохо ест.
► Только вроде справились с простудой, как опять заболел.
«АиФ Здоровье» рекомендует
Лечебные игры. Успокоиться, расслабиться, снять нервное переутомление ребенок может игрой.
Налейте в ванну теплую воду и запустите туда ребенка вместе с игрушками. Это необязательно должны быть корабли или резиновые звери. Дети с огромным удовольствием играют любыми предметами, в которые можно набирать воду. Так что половинка мыльницы и губка тоже подойдут. Можно добавить в воду отвар успокаивающих трав или морскую соль. Надо только время от времени подливать горячую воду, поскольку она быстро остывает.
► Можно играть в «водные» игры и в раковине умывальника, и в тазике, который вы поставите на табурет в кухне. Психотерапии здесь, конечно, меньше, а разлитой по полу воды – больше. Но успокаивающий эффект это занятие все равно дает.
► Поставьте в игровой уголок ребенка тазик с песком. Песок, конечно, предварительно нужно промыть. Сделать это просто: засыпали в тазик, залили водой, прополоскали, воду слили. И так несколько раз. Когда песок подсохнет, по песчаным барханам смогут взбираться солдатики ЛЕГО, а на песчаных дорогах буксовать автомобили. Не бойтесь, песок – довольно «чистая» грязь. Он легко вытряхивается и выметается и в этом отношении гораздо удобнее, например, пластилина.
► Ребенок должен иметь «узаконенные» способы, которыми он мог бы выразить свое раздражение, злость или обиду. Пусть «убивает» подушку (на Западе для этих целей из подушек и свернутых одеял принято делать специальных кукол – «Бобо»), рвет бумагу, топает ногами. Помогите ему выплеснуть свой гнев и не разрушить все вокруг.
► Агрессивные игры, если агрессия проявляется в символической форме и не приносит никому реального вреда, запрещать не стоит. Ребенок может на листе бумаги разыграть целое сражение с пулеметными очередями, взрывами и окровавленными трупами. Может «убивать» своих героев в автокатастрофах. Может «заставить» Барби разбиться на лошади, утонуть в море, погибнуть в зубах акулы. Какими бы жуткими ни казались со стороны подобные игры, тревожиться не стоит. Особенно если ребенок начинает играть, будучи раздражен, обижен, в плохом настроении. Беспокойство оправданно, если сюжеты навязчиво повторяются. В этих случаях стоит обратиться за советом к психологу. Но просто запретить агрессивную игру нельзя.
► Дети любят возиться, бороться, бегать, визжать. Немногим взрослым доставляет удовольствие наблюдать это. Но, если у ребенка появляется подходящая компания для подобных развлечений, не старайтесь побыстрее усадить ее перед телевизором.
Папам и мамам полезно время от времени устраивать «борьбу» со своим ребенком. Этим вы доставите ему огромное удовольствие. А что лучше снимает стресс?