Многостаночный и неутомимый, он хорош в разных амплуа. Актер театра и кино, писатель, поэт. Но главное достояние актера – его потрясающий голос. Благодаря рекламе и документальным фильмам мы запомнили этот голос раньше, чем облик актера.
Вынужденная пауза
– Вас давно не было видно. Что-то случилось?
– Получил производственную травму прямо на сцене во время спектакля. Она произошла на ровном месте. Повредил сухожилие ахилла.
– Разве ахиллово сухожилие может быть повреждено?
– Может. И рвется легко.
– Вы выпали из жизни на три месяца…
– На самом деле я выпал на более долгий срок и из театральной, и из киножизни, но сейчас вернулся и жду интересных предложений.
– Где вы лечились?
– Сначала в России, а затем в Германии.
– Почему поменяли клиники?
– То, что делают немцы со 100-процентным результатом, у нас пока умеют делать с меньшим успехом. А контингент врачей, которые работают в Германии, кстати, очень молодой. Я лечился в клинике при Мюнхенском университете, в той, где недавно впервые в мире пришили пациенту руки. В этой клинике средний возраст врачей 32-34 года. Встречный вопрос вам: «Вы будете себя спокойно чувствовать, если вас будет оперировать врач в таком возрасте в нашей стране?» Вряд ли.
– Ваше хобби – писать книги. А этот случай вы намерены когда-нибудь описать?
– Не знаю, насколько и кому это будет интересно. Конечно, если понадобится, я вытащу этот случай из файла своей памяти и напишу. Познавательно это лишь с точки зрения грусти, потому что элементарно у нас не хватает оборудования, которое есть в той же Германии.
Жизнь – в кино
– Но вернемся к кино и телевидению, которым вы, собственно, и посвящаете большую часть своей жизни. Какие из проектов, в которых вы принимаете участие, вам нравятся?
– Трудно сказать. Даже то, что нравится, не всегда получается так, как хотелось бы. Если бы у нас было нормальное финансирование, можно было бы намного красивее и интереснее сделать, к примеру, цикл передач «Иностранное дело», посвященный истории российской дипломатии (артист был ведущим этого цикла, недавно прошедшего на телеканале «Культура» и посвященного истории российской дипломатии. – Ред.).
– Ваши фильмы, снятые в нашей стране, хорошо известны. Вас даже одно время называли специалистом по играм и тайнам. А в ваших отрицательных персонажей был влюблен весь слабый пол нашей страны. А в зарубежных фильмах вам приходилось сниматься?
– Приходилось. Я снимался в японском фильме «Сны о России». Пожалуй, и все.
– А я слышала, что вас приглашали принять участие в американском проекте.
– Это довольно запутанная история. Был американский проект, который назвался «СУ-ХХ», потом он стал русским, но почему-то мы играли на английском языке. Но самое смешное, что меня в этом фильме дублировали! Это единственная моя работа в кинематографе, когда за меня говорит другой человек.
– И впрямь абсурдная ситуация, когда вместо самого притягательного и востребованного мужского закадрового голоса современного российского телевидения звучит непонятно что. Кстати, как вам премьера фильма «Пари», в котором вы недавно снимались? Вам самому эта работа понравилась?
– Во-первых, это Чехов. Написан оригинальный сценарий по одноименному рассказу Антона Павловича. А во-вторых, года за три до начала работы над фильмом я участвовал вместе с режиссером этого фильма Наташей Бронштейн в передаче «Форт Байярд». Мы посмотрели друг другу в глаза и поняли, что будем работать вместе. Интуиция не подвела. Через три года действительно мы встретились на съемочной площадке.
– Вы довольны результатом?
– Конечно, доволен.
Слишком удобно – это грустно…
– Сейчас нас всех пугают кризисом. А на вас он сказался?
– Пока не знаю. Все начали говорить о кризисе, не подозревая, что кризис это всего лишь перераспределение средств и осознание реальных вещей, о которых раньше многие просто не задумывались. (Сергей сворачивает очередную папироску и красиво прикуривает от своей зажигалки Zipo. Он курит табак с приятным запахом. Не заметить этого не могу, хотя ненавижу сигаретный дым.)
– Какая у вас зажигалка…
– Первую зажигалку Zipo мне подарили в Нью-Йорке, а через год они стали модными. И все начали подходить и говорить мне: «О, ты купил себе Zipo. Какой ты модный». На самом деле я человек не модный. Мне не нравится все, что считается модным. Мир движется к попсе. Включая деньги. Деньги тоже стали попсой. А я консерватор в этом отношении. Мне, например, очень жалко голландские гульдены.
– ?!
– Они были очень красивыми. И французские франки тоже. Вообще, если говорить о стиле, то самые стильные люди в мире – японцы. А самые нестильные – в Баварии. Там очень удобная жизнь, практичная. Но когда удобство доведено до крайности, это очень грустно…
– А в нашем кино хит сезона – «Самый лучший фильм-2». Не грустно ли?
– У таких фильмов есть потребитель. Он и делает кассу. Это не хорошо и не плохо. Это есть. И должно сосуществовать с чем-то другим. К сожалению, в нашей стране «другого» пока почти не встречается.
Актер о себе
► «Я не люблю слово «звезда» и не отношу себя к звездам. В последнее время и на сегодняшний день просто считаю себя человеком востребованным: уже не я ищу работу, а работа ищет меня. Помимо театра, синематографа и какой-то писанины мой самый основной товар — это голос: ежедневно делаю от 2 до 7 озвучек. Я продаю закадровый голос в рекламу, на канал СТС, периодически в документальные картины, некоторые программы».
► «Когда все успеваю? Понятия не имею! Не знаю, на сколько меня физически хватит. Но просто-напросто считаю, что человек либо должен развиваться, либо он становится трупом. В тот момент, когда я поглажу себя по голове и скажу: «Ах, какой ты молодец! Как ты классно все сделал!», мне нужно будет искать место на кладбище, скорее всего, на Пер-Лашез. Надеюсь, у меня хватит денег на эту затею».
► «С личной жизнью у меня все в порядке. Когда же задают конкретные вопросы из этой области, я спрашиваю: «Простите, а какой у вас сегодня вечером был стул?» Есть темы, которые исключительно мои. Кривотолки? Я не пятак, чтобы всем нравиться. Если говорить об ориентации — нормальная. Женат ли я? Нет, разведен, но очень давно. Когда интересуются, сколько детей, отвечаю: «Одиннадцать, а самому старшему — 45 лет, и он окончил Кембридж...» Стирка, уборка — это не проблема. Уже в семь лет научился готовить, и когда со мной живет женщина, я все равно готовлю сам, потому что, как правило, женщины не умеют это делать».
Наша справка
Сергей Чонишвили родился в актерской семье. Отец – Ножери Давидович Чонишвили, народный артист РСФСР, мама – Валерия Ивановна Прокоп, заслуженная артистка России. Будущий артист в детстве мечтал стать океанологом, но гены взяли свое. В 16 лет Сергей приехал из Омска покорять Москву и с первого захода поступил в «Щуку» — самый престижный театральный вуз столицы. Окончив его с красным дипломом, был принят в труппу театра «Ленком» и сразу же с вводом на роль Никиты в спектакле «Жестокие игры». С постановкой «Юнона» и «Авось» объездил полмира. Также занят в спектаклях «Мудрец», «Королевские игры», «Мистификация», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Две женщины», «Варвар и еретик».
После выхода на экраны сериала «Петербургские тайны» Сергей привлек внимание и кинозрителей. Порой Чонишвили в шутку называют главным злодеем российского экрана. Но амплуа негодяя слишком условно для актера такого масштаба, о чем свидетельствуют созданные им образы в сериалах «Азазель», «Семейные тайны», «Право на защиту», «Next». Его голосом озвучена большая часть рекламных роликов. В 2000 году состоялся писательский дебют – вышел в свет сборник «Незначительные изменения». В 2003-м выходит вторая книга – «Человек-поезд».