На вопросы читателей AIF.RU ответила кандидат психологических наук Надежда Михайловна Зырянова.
Помогите ребенку пережить стресс
Марина:
— Сыну 8 лет, левша, пошел во второй класс. Занятия во вторую смену (с 13 часов). Живем на Камчатке. Как адаптировать ребенка к новому учебному году?
Надежда Зырянова:
— Постарайтесь в первую неделю-две обеспечить ребенку облегченный распорядок жизни. Повремените с дополнительными занятиями, секциями. Пусть лучше ребенок больше гуляет на свежем воздухе и высыпается. При этом не забывайте о режиме дня — ребенку легче адаптироваться, если день четко организован.
Татьяна:
— Сын пошел в 1-й класс. Внешне волнения не чувствуется, но в последние дни любая обида выливается в слезы. Он очень волнуется: новые люди, новая учительница, новые вершины. Как стараться относиться к слезам? Успокоить? Плачет еще больше.
Надежда Зырянова:
— Мне кажется, вам нужно отнестись к слезам ребенка так, как бы вы хотели, чтобы отнеслись к вашим в подобной ситуации. И я думаю, что вы бы захотели понимания, поддержки и участия. Ребенок ведет себя так, потому что он переживает весьма сложный период в своей жизни. Ситуация начала школьного обучения для многих детей является крайне стрессовой. Помогите ребенку справиться с нею. Что вы можете сделать?
Во-первых, верьте сами и говорите ребенку, что в школе у него все будет хорошо.
Во-вторых, привнесите в вашу жизнь больше веселья и юмора.
В-третьих, помогайте ребенку снимать напряжение.
Например, предложите ему нарисовать рисунок «Моя школа». Проанализируйте его, обсудите с ребенком. Если увидите что-то тревожащее, предложите ребенку исправить рисунок так, чтобы картинка стала во всех отношениях приятной. Или сочините вместе с ребенком сказку о мальчике, который пошел в школу, о том, с какими ситуациями он там встречался, как подружился с ребятами, как наладил отношения с учительницей, как решал различные проблемы. Вы сами можете придумать еще что-то. Главное, не оставляйте ребенка один на один с его стрессом.
Ирина Митянина:
— Ребенок в школе боится отвечать на уроках, страх в том, что неправильно ответит и над ним будут смеяться. А также на турнирах по бальным танцам сильно волнуется и в связи с этим занимает последние места.
Надежда Зырянова:
— Причины такого поведения могут быть разными. Например, страх ошибиться, в основе которого часто лежат требования родителей, чтобы ребенок всегда все делал хорошо, безошибочно, чтобы был лучше всех. Или это проявление общей неуверенности в себе и застенчивости. Как помочь ребенку? Если причина первая, то нужно несколько снизить требования к ребенку, не ждать от него только побед и успехов. Ребенок, как и все прочие люди, имеет право на ошибку. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Ребенка надо поддерживать, постоянно показывать ему, что его любят и будут всегда любить, независимо от его успехов или неуспехов. Если в основе лежит неуверенность, то необходимо работать над ее преодолением. Важно также учить ребенка навыкам саморегуляции. Очень хорошо работает аутотренинг. Найти подходящие упражнения можно в различных руководствах. Очень важно при этом учитывать возраст ребенка.
Важны не отметки, а знания
Сорокина Елена:
— Сын пошел в 5-й класс. С каждым годом желание учиться у сына все меньше и меньше. Когда был маленький — можно было уговорить, убедить или, наконец, просто заставить. Как убедить сейчас, когда он повзрослел, просто не слушается, грубит, у него начался переходный возраст?
Надежда Зырянова:
— Потеря интереса к учебе связана с возрастными особенностями. Мотивы учебной деятельности младших школьников могут быть разными, и не всегда ведущими являются познавательные мотивы (т. е. стремление к получению знаний). Например, первоклассник хочет учиться, потому что все дети его возраста учатся, потому что ему нравится быть учеником — заниматься важной в социальном плане деятельностью, к которой все относятся уважительно. Или просто потому, что ему нравятся внешние атрибуты школьной жизни (форма, портфель и др.). Но если в процессе обучения в начальной школе познавательный мотив не формируется, то интерес к учебе пропадает. Внешние мотивы перестают быть действенными. Обычно это происходит к концу начальной — началу средней школы.
Как формировать познавательный мотив? Это можно сделать, если помочь ребенку увидеть интерес в самом процессе учебной деятельности. Когда ребенок начинает испытывать положительные эмоции от учебы (а не от ее результата), можно говорить о сформированном познавательном мотиве. Одним из способов достижения этого является проблемное обучение — когда ребенок получает не готовые знания, которые он должен просто понять и заучить, а сам открывает новое — находит закономерности, выводит правила и т. д. Конечно, этим, в первую очередь, должна заниматься школа. Но и вы сами можете кое-что делать. Например, обсуждайте с ребенком не его школьные оценки, а знания, которые он получил — что нового он узнал? Попросите его объяснить вам какой-то материал. Если владеете материалом, попробуйте обсуждать с ним тему урока, чуть забегая вперед. При этом проявляйте искренний интерес. И обязательно поддерживайте ребенка. Хвалите его не за отличные оценки, а за старание и трудолюбие. Ребенок должен ясно представлять себе, что важны не отметки, а знания, которые он получает. Всегда отмечайте, если ребенок сам что-то узнал, изучил, решил.
Ольга:
— Мой сын пошел в 7-й класс и, как обычно, с большим энтузиазмом (сам покупал принадлежности, цветы для нескольких учителей), планирует учиться на 4 и 5..... Через неделю от этого не остается и следа. Как пробудить интерес к учебе в школе? Ведь дома он увлечен вещами потрудней учебы (доходит дело даже до маленьких изобретений).
Надежда Зырянова:
— Утрата интереса к учебе в этом возрасте происходит очень часто. При переходе к подростковому возрасту на первое место выдвигается потребность в общении со сверстниками. Познавательный мотив — основа интереса к учебе — вообще может стать незначимым для ребенка. Но с вашим сыном этого не произошло. Судя по тому, что вы написали, он — мальчик любознательный, творческий, способный. Я думаю, не стоит уж очень сильно переживать по поводу школьных оценок. Главное — чтобы ребенок развивал свои таланты. А где он это делает — в школе или дома — не так важно. Может быть, в школе ему не очень интересно, скучно. И не всегда ребенок бывает в этом виноват. Может быть, вы поможете ему найти подходящий кружок, клуб и др., где он бы мог развивать свои способности в кругу единомышленников и под руководством специалистов. Скорее всего, он тогда и учиться будет лучше.
Дети грызут ногти, чтобы снять напряжение
Катя:
— Как отучить ребенка грызть ногти?
Надежда Зырянова:
— Если это уже подросток, то лучший способ избавиться от этой вредной привычки — регулярно делать маникюр. Причины этой привычки разные. Например, дети грызут ногти, чтобы снять напряжение. Это их успокаивает. Замечено также, что чаще грызут ногти дети, которые ощущают нехватку родительской (безусловной!) любви. Могут быть и другие причины. В любом случае, ребенка надо научить расслабляться, успокаиваться. Я бы посоветовала вам обратиться к психологу, чтобы получить очную консультацию.
Ирина:
— Не знаю, как бороться с тягой брата к компьютерным играм. Ему 16 лет, и он готов сутками напролет сидеть в виртуальной реальности (что и делает, когда его никто не контролирует). Его мало интересуют книги, фильмы, учится спустя рукава, «на троечку», для того только, чтобы не упрекали, что, мол, не учится совсем. С друзьями тоже предпочитает общаться в Сети, даже с одноклассниками, гуляет немного, хотя мальчик спортивный, и неуверенным в себе для реального общения его не назовешь. Пыталась отвлечь поездками по России, но в учебный год этого не сделаешь так часто, как летом. Как быть? Запрещать страшно, вдруг он озлобится, что любимое дело отняли. Подскажите!
Надежда Зырянова:
— Отвлечь от чего-то или увлечь чем-то такого взрослого — 16-летнего — человека очень сложно. Необходимо, чтобы он сам сделал это. И вопрос тут даже не в отсутствии силы воли. Увлечение компьютерными играми часто бывает проявлением неудовлетворенности, страха реальности, неспособности найти свое место в реальном мире. Возможно, у вашего брата есть какие-то проблемы, от которых он «убегает» в виртуальный мир. Ваш брат бросит компьютер, если найдет какое-то дело, которое будет ему интереснее игр. Вы можете попробовать такой прием: скажите брату, что просто сидеть за компьютером и играть — слишком просто. Если уж чем-то заниматься, то надо это делать серьезно. Может быть, ему начать самому создавать игры? Или хотя бы выдумывать сюжеты? Или начать заниматься компьютерным дизайном или графикой? Или уж, в крайнем случае, стать мастером — играть и выигрывать в чемпионатах по виртуальным играм? Может быть, так вы подтолкнете его к движению вперед.
Наталья Федоровна:
— Мои дети пошли в 8-й и в 6-й класс. Несколько лет подряд мы стараемся их убедить поменять обычную школу на лицей или гимназию, так как учатся они у нас на «отлично». Но дети понимают, что там учиться будет сложнее и не будет у них больше так много свободного времени... Отказываются переходить, а против их воли мы не осмеливаемся поменять школу...Правы ли мы, родители?
Надежда Зырянова:
— Ваших детей можно понять. Ведь школа — это не только место, где учатся. Это особый мир, где ребенок проводит огромную часть своего времени. Там он находит друзей, общается, участвует в различных видах деятельности и т. д. Если ребенку там комфортно, то зачем ему уходить из этого мира? Если вы считаете, что ваша школа так плоха, то найдите сильные аргументы, чтобы убедить детей перейти в другую школу. Против воли детей, конечно, делать этого нельзя.