В чем причина?
Большинство людей – правши. Им все удобнее делать правой рукой – она у них ведущая. «Командует» правой рукой левое полушарие мозга. Именно оно – ведущее у правшей – отвечает за чтение, речь, письмо, логику рассуждений… Но чуть ли не четверть населения планеты ловчее орудует левой рукой. Почему?
Тех, кому удобнее работать левой рукой, можно разделить на 4 группы.
Первая – те, кто получил леворукость по наследству. Таких людей на планете – 9-11%. У них ведущее полушарие правое. Именно оно отвечает у них за речь, чтение, логику. И количество таких людей на планете не зависит ни от климата, ни от расы, не меняется от века к веку.
Вторая группа – так называемые компенсаторные левши.
Представьте, что во время родов или тяжелой беременности у ребенка было травмировано левое полушарие мозга, которое отвечает за работу правой руки. Тогда ведущую функцию берет на себя правое полушарие, и ведущей становится левая рука. Компенсаторные левши – часто дети поздних мам, потому что беременности у таких мам нередко протекают сложно и заканчиваются трудными родами. Компенсаторные левши нередко встречаются среди трех-четырех близнецов – то есть в тех случаях, когда условия для развития плода были неблагоприятными.
Компенсаторных левшей среди нас 12-13%, и в развитых странах их становится все больше, потому что все больше там рождается поздних детей.
Третья группа – вынужденно леворукие, получившие в раннем детстве травму руки. Руки, а не мозга! Если ребенок правую руку сломал, обжег, прищемил на ней палец, он начинает эту руку беречь и старается все делать левой, которая становится более тренированной и умелой. Но когда малыш приходит в школу, выясняется, что левой рукой он пишет плохо. Конечно, ведущее полушарие мозга-то у него левое, оно отвечает за письмо, и оно же «курирует» правую руку. Таких вынужденно леворуких в мире – 2-3%.
Четвертая группа – подражательные левши. Она самая маленькая, меньше полпроцента населения.
В Институте возрастной физиологии рассказывают такой случай. На прием пришла мама с двумя сыновьями. Оба пишут левой, но у старшего почерк хороший, а у младшего – сплошные проблемы с письмом. Стали разбираться. Старший сын оказался генетическим левшой. И неудивительно – и папа у них левша, и дедушка. Поэтому, когда младший стал все делать левой рукой, родители восприняли это как должное. Но когда младший пошел в школу и у него возникли трудности с письмом, родители призадумались. Оказалось, что младший у них – правша, но поскольку все мужчины в семье лучше владели левой, малыш тоже все делал левой рукой, как папа, как брат.
Переучивать нельзя
Генетического левшу ни в коем случае нельзя переучивать. Этот человек потому и левша, что у него мозг по-другому устроен. Генетический левша может быть тем самым умельцем, который и «блоху подкует». У таких левшей очень точная координация движений.
Нельзя переучивать и компенсаторного левшу. У него организм нашел выход, приспособился, здоровое полушарие взяло на себя работу «поврежденного», а мы, перекладывая такому ребенку ручку из левой руки в правую, хотим заставить работать поврежденную часть мозга. Когда таких левшей начинают переучивать, у них возникает масса невротических проблем: нарушаются сон и аппетит; появляются головные боли, страхи; дети начинают заикаться; могут возникнуть энурез и прочие неприятности, вплоть до писчего спазма, когда у ребенка, как только он берет карандаш или ручку, рука трясется, пальцы сводит судорогой.
Надо ли переучивать вынужденного левшу? Сложный вопрос. Если такой ребенок уже учится в школе и худо-бедно пишет левой рукой – не надо. Переход на правую руку для него будет стрессом. Но если малыш еще дошкольник и вы точно знаете, что он ест и рисует левой, потому что получил травму правой руки, – посоветуйтесь с психоневрологом, как лучше развить правую руку, и мягко убеждайте ребенка все делать правой.
Если же ваш маленький «левша» в семье левшей подозрительно плохо рисует и пишет левой, проверьте его у психолога: левша ли он на самом деле?
Тренируем руку
Как помочь компенсаторному левше, который не любит рисовать и коряво пишет?
Предлагайте ему как можно больше шнуровать, завязывать и развязывать узелки. Левой рукой, конечно.
Пусть выкладывает мозаику, собирает пазлы.
Полезно собирать-разбирать модельки из «Лего», раскручивать-закручивать мелкие детали конструкторов.
Раскладывать карточки, сдавать карты – тоже хорошая тренировка.
И самая лучшая – это сучить нить или хотя бы крутить карандаш в руке.
Не спешите такого левшу учить писать. Письмо – один из самых сложных навыков, который осваивает человек. На письме руку тренировать
нельзя.
Кто-то может подумать: все-то у этих левшей не так. Спокойно, история человечества доказала: левши ничуть и ничем не хуже правшей.
Блистательный олимп
Леворукими были и есть:
Юлий Цезарь и Александр Македонский, Наполеон и Карл Великий, Леонардо да Винчи и Микеланджело, Жанна Д’Арк, Людвиг ван Бетховен, Сергей Рахманинов, Пол Маккартни и Ринго Старр, Марк Твен, Роберт де Ниро. А также Уинстон Черчилль, Рональд Рейган, Джордж Буш-старший, Билл Клинтон.
Какая рука главнее?
Как определить, левша ли ваш малыш, если он держит ложку то правой, то левой и при этом орудует обеими руками одинаково ловко?
Предложите ребенку:
1 Нарисовать домик, человечка или хотя бы несколько крестиков сначала одной рукой, потом другой. Часто дети отказываются: «Я не умею», «У меня не получится»... Успокойте, скажите: «Я знаю, это трудно. Но ты сможешь».
Какой рисунок получился лучше?
2 Открыть несколько спичечных коробков в поисках спрятанной пуговички.
Какая рука совершает активное действие: выдвигает, задвигает?
3 Построить из спичек колодец сначала одной рукой, потом другой.
Какой рукой работа выполнена лучше?
4 Бросить вам небольшой (теннисный) мячик, который вы положите перед ребенком не под левую или правую руку, а посередине.
Какой рукой он это сделает?
5 Открыть несколько пузырьков с завинчивающимися крышками.
Ведущая рука та, которая более активна. Учтите, что ребенок может держать пузырек за крышку, а крутить сам пузырек.
6 Развязать несколько слабо завязанных узлов на шнуре.
Ведущей считается та рука, которая узел развязывает, а не держит.
7 Построить из кубиков дом, башню.
Ведущая рука чаще берет, укладывает и поправляет кубики.
8 Разложить карточки лото.
Ведущая рука раскладывает карточки, другая – держит стопку.
Посчитайте, как часто в этих заданиях левая рука была ведущей.
Личное мнение
– В некоторых танцах у левшей – большие преимущества. Особенно в тех, где основные элементы выполняются левой рукой и нет вариантов сделать их правой. В любом случае, идти против природы и переучивать левшей на правшей, как это делают некоторые родители маленьких детей, не стоит. Пусть будет так, как есть.
Владимир Андрюкин