Примерное время чтения: 7 минут
741

«Отвечать за каждого должна страна!» - уверен профессор Леонид Рошаль

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. «АиФ» - 35! Давайте праздновать вместе! 24/04/2013
Леонид Рошаль. Фото: www.russianlook.com

Леонид Рошаль 27 апреля празд­нует юбилей - 80 лет. Накануне «АиФ» поговорил с ним о том, когда же наконец лечиться мы будем без опаски, действительно бесплатно и у хороших врачей.

Больницы вернут?

                                                               
Досье
Леонид Рошаль родился в 1933 г. в Орловской обл. Председатель Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. Директор Московского НИИ НДХиТ, президент Национальной медпалаты. Эксперт Всемирной организации здравоохранения, Детский доктор мира. Был признан Национальным героем России.

«АиФ»: - Леонид Михайлович, в последнее время медицину сотрясают коррупционные скандалы. Почему стало больше таких случаев?

Л.Р.: - Думаю, просто стало больше огласки. Всё-таки коррупциябольшинства медиков-тружеников не касается.

«АиФ»: - Но люди продолжают жаловаться. Минздрав от Минсоцразвития отделили, медика-руководителя нашли, а результата пока нет.

Л.Р.: - Это плоды работы предыдущих двух министров здравоохранения. И за один год с новым министром повернуть назад эту запущенную махину и исправить всё, что наделали, невозможно. Не ждите близкого результата ни завтра, ни через год. Первые результаты начнём ощущать через 2-3 года. Проблемы, конечно, будут всегда, но с ними можно и нужно бороться. Например, после того как Общественная палата несколько лет назад приняла резолюцию о том, что здравоохранение в стране не отвечает Конституции РФ, это сыграло роль и была принята программа «Здоровье». И машины «скорой помощи» новые выделили, и зарплаты участковым врачам увеличили на 10 тыс. Но грянул кризис. Тем не менее даже в этот период финансирование не упало на уровень 90-х гг. За последние два года на здравоохранение выделили 460 млрд руб. Это огромные деньги. Вопрос в том, как они используются.

«АиФ»: - Читатели нам пишут: сокращаются койко-места, закрываются больницы и небольшие роддома как нерентабельные…

Л.Р.: - Я ненавижу слово «рентабельность». В здравоохранении его быть не должно. Нужно думать о людях. Как они будут обслуживаться? Насколько доступна будет медпомощь? А там, где выкручивали местному здравоохранению руки - мол, сокращайте койки в больницах, - я думаю, их сейчас будут восстанавливать. Практически ликвидировали муниципальное здравоохранение, ввели новую форму оплаты труда врачей, от которой одна только головная боль - надо увеличивать штаты бухгалтеров и экономистов. Раньше за кандидатскую степень доктору из практического здравоохранения доплачивали. Сейчас - нет. А ведь каждый, кто прошёл эту ступеньку, профессиональнее, шире, интереснее мыслит. От работы должно быть не только моральное, но и материальное удовлетворение.

Мы работаем над внесением конкретных изменений и дополнений в законы о здравоохранении. Их будет немало. Думаю, в этом году мы сделаем большое дело - разработаем критерии оценки здравоохранения и постараемся добиться того, чтобы люди наконец были довольны тем, как им оказывают медпомощь. Нужно поговорить с медиками, социологами: понять, что людям важно. Что нужно, чтобы они стали доверять врачу? Может, кто-то пришёл на приём, а доктор неучтиво сказал и пациент запомнил это на всю жизнь. Не должен доктор говорить неучтиво - от этого тоже зависит результат лечения.

«АиФ»: - Многие приходят в поликлинику или больницу и не понимают, что должно быть бесплатно, а за что нужно платить.

Л.Р.: - Есть программа госгарантий оказания медицинской помощи. Там указано, что конкретно государство, согласно принятым стандартам, бесплатно делает для человека. Стандарты есть в каждом медучреждении, с ними каждый пациент может ознакомиться на информационных стендах - их обязаны повесить. Сама программа огромная, пока она недофинансирована. Однако уже сейчас Минздрав направил разъяснения: если поликлиника посылает пациента в конкретную лабораторию на анализ или на конкретное обследование в другое медучреждение и эти исследования есть в стандартах, они не могут делаться платно. Расходы на обследования должна оплачивать поликлиника. Это надо рассказывать людям. Вообще, общество должно знать свои права, участвовать в обсуждении предложений чиновников.

«АиФ»: - На первых этажах жилых зданий предлагают открыть кабинеты семейных врачей. Это чтобы заменить поликлиники?

Л.Р.: - Это методика кубинская: у них врач общей практики живёт в том же микрорайоне, где принимает и взрослых, и детей. У нас система другая: детей принимает педиатр, ведь это отдельная, очень сложная профессия. Мы не можем потерять поликлинику - то достижение, которое у нас уже есть. В отдалённых районах может принимать врач общей практики, но он должен быть связан с поликлиникой. 

Детдом не спишешь

«АиФ»: - Много споров вызвал «закон Димы Яковлева». Но способно ли наше здравоохранение поднять на ноги всех сирот-инвалидов?

Л.Р.: - Техническое оснащение для работы с инвалидами там выше, чем у нас. Но, думаю, эти вопросы будут постепенно решаться. Со многими странами есть юридически оформленные правила усыновления. Никто не запрещал англичанам, французам, голландцам и т. д. усыновлять российских детей.  Мне кажется, и вопрос с США уладится. Но в какой стране бы ребёнок ни был, куда бы его ни увезли, Россия до 18 лет должна отвечать за КАЖДОГО. Я против лозунга «ребёнка - в каждую семью». Нужно прежде всего смотреть, что это за семья. Недавно читаю: в приёмной семье повесился 15-летний парень. Надо разбираться, отчего, зачем, почему. И в то же время нельзя совсем списывать со счетов детские дома. Мой отец воспитывался в детском доме. Был беспризорником, потом сам построил свою жизнь, стал военным, служил в авиации. Он периодически встречался с выпускниками детского дома. Среди них не было ни одного шалопая, негодяя. Эти люди - они определённой закваски. Отец не знал, что такое ласка матери, всю любовь переместил на нас. У детских домов могут быть различные формы - семейные, индивидуальные. Нужно использовать все способы, чтобы ребёнку было хорошо.

«АиФ»: - Накануне юбилея поделитесь, пожалуйста, секретом: как поддер­живаете организм в тонусе?

Л.Р.: - Многое зависит от генетики, от мамы и папы. Но я плохой пример, за своим здоровьем не очень слежу. Правда, не пью, так как занимаюсь неотложной хирургией, и не курю. Курил недолго и с трудом бросил - это наркотик.

Читайте в соцсетях!

Оцените материал
Оставить комментарий (10)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы